«Никто не знает дзюдо полностью»

Мы уже привыкли к тому, что дагестанские спортсмены постоянно входят в число лучших дзюдоистов России, выигрывают на этапах Кубка мира, чемпионатах Европы и мира. Однако помимо тех, кто уже выигрывает крупные турниры, есть еще очень много спортсменов, находящихся «на подходе» и выигрывающих всевозможные юношеские и юниорские соревнования.

Абдула Абдужалилов в этом году не знает поражений. Он стал победителем первенства России среди юниоров до 23 лет и выиграл два этапа Кубка Европы. Теперь ему предстоит участвовать в первенстве Европы, которое пройдет в Чехии с 16 по 18 ноября.

 

— Абдула, 2012 год для тебя получается очень успешным: ты выиграл практически все старты, в которых принимал участие. А ведь в том же первенстве России ты взял верх над признанными лидерами — прошлогодним чемпионом России и победителем первенства Европы Якубом Шамиловым из Чечни и прошлогодним серебряным призером России Арсеном Толасовым. Как тебе это удалось?

 

— Я два года занимался в Дмитрове (Подмосковье)… Меня пригласили туда в 2010 году, после первенства мира в Париже среди юниоров, где я занял пятое место. Но, выступая там, максимум чего я добился — «бронза» первенства России. Меня это не устраивало, и поэтому я решил вернуться в Махачкалу и тренироваться здесь, в «Спартаке». Сначала выиграл «зону» в Нальчике, после поехал «на Россию». Думал, что если попаду в тройку, то это будет хорошим результатом. Но в итоге стал чемпионом.

 

— До этого ты встречался с Якубом Шамиловым на соревнованиях?

 

— Да, я трижды ему проигрывал. Уже небольшой мандраж был, когда встречался с ним. Если бы проиграл и в четвертый раз, даже не знаю, как домой поехал бы (смеется). Но вышел, настроился и выиграл уверенно — вазари, юко и иппон — чистая победа. Эта победа над чемпионом России среди взрослых придала мне уверенность, и я одержал чистую победу в финале. После этого пришла победа и на Кубке Европы в Оренбурге. Но хочу отметить, что до него я ездил на сборы олимпийской сборной России, где тренировался с лучшими дзюдоистами страны. Это тоже позволило мне обрести дополнительную уверенность в себе.

 

— В твоем весе Россию на Олимпиаде в Лондоне будет представлять Муса Могушков. Тебе удалось потренироваться с ним? Какие впечатления он оставил?

 

— Вроде сильный, подготовленный спортсмен. Смогу ли я составить ему конкуренцию? Сейчас нет — силенок не хватит, а года через четыре посмотрим.

 

— В мае ты принимал участие в Кубке Европы в Оренбурге и стал там первым. Насколько легко тебе это далось?

 

— Перед этим Кубком я слегка заболел и поэтому был далек от оптимальной формы. Первая схватка мне далась с большим трудом, но все-таки я ее выиграл. Зато дальше стало полегче. В полуфинале встречался с другим россиянином, кстати, учеником моего дмитровского тренера, с которым я много тренировался в одном зале. Этот тренер был настроен очень решительно против меня, за то что я переехал в Махачкалу, и очень хотел, чтобы его ученик выиграл у меня. Однако я показал ему, чья школа дзюдо сильнее. После схватки он подошел ко мне и пригласил обратно в Дмитров, пообещав хорошую зарплату.

 

— Хорошая зарплата — это сколько?

 

— 40 тысяч рублей. Кстати, это больше, чем получают дзюдоисты в сборной России.

 

— Ты приглашен выступать за знаменитый питерский клуб «Явара — Нева». Расскажи, как это происходило.

 

— Туда меня пригласил мой родственник — Тагир Абдуллаев. В моем весе первым номером выступает Могушков, за ним идет Алим Гаданов, а я пока буду в числе запасных — третьим-четвертым. Этот клуб настолько силен, что в нем выступают практически все лидеры сборной России. И с финансами там порядок: скажем, за победу могут дать до полутора тысяч долларов.

 

— Вспомни, с чего начиналась твоя любовь к дзюдо?

 

— Я родом из села Тиви Кварельского района, и у нас есть определенные традиции дзюдо. Насколько я знаю, дзюдо в Дагестан пришло из Грузии, от кварельцев. И первым мастером спорта СССР по дзюдо в Дагестане был мой земляк Арсланбек Алхасов, хотя, к сожалению, это нигде не зарегистрировано. Поэтому у меня не было другого пути, кроме как заниматься дзюдо. Пробовал и бороться, но вскоре понял — это не мое.

 

— А в чем прелесть дзюдо?

 

— Дзюдо — это красивый вид спорта. Там столько бросков есть в арсенале, всех и не перечислишь. Можешь выигрывать весь матч, и за три секунды до конца проиграть иппоном, то есть нужно быть внимательным до самого конца. В дзюдо очень много тонкостей, и вряд ли кто-то может похвастать, что полностью знает этот спорт. Разве что кроме его основателя Кано Дзигоро.

 

— На кого ты равняешься в дзюдо?

 

— Всегда хотел быть похожим на единственного трехкратного олимпийского чемпиона по дзюдо из Японии Тадахиро Номура.

 

— Где и когда начал заниматься дзюдо?

 

— В Махачкале, в спортшколе «Спартак». Мне тогда было 8 лет.

 

— А когда понял, что хочешь заниматься дзюдо на профессиональном уровне?

 

— Когда попал в юношескую сборную России. Начал ездить на соревнования по разным городам, странам. Мне это понравилось. Начал серьезнее относиться к тренировкам, к режиму дня, ставить себе цели.

 

— А сколько медалей ты выиграл за карьеру, не считал?

 

— Кажется, шестьдесят… (и посмотрел на своего младшего брата, сидевшего рядом) Сколько?

 

— Семьдесят пять, — быстро ответил тот.

 

— Вот он ведет мою коллекцию, — улыбнулся Абдула.

 

— После Оренбурга ты принял участие еще в одном Кубке Европы в Словении и там тоже одержал победу, хотя соперники были непростые…

 

— Да, и опять в полуфинале я встретился с Якубом Шамиловым. Думаю, если проиграл бы ему, то вряд ли меня взяли бы на первенство Европы. Но выиграл и в финале встретился с хозяином татами, участником предстоящих Олимпийских игр в Лондоне Роком Дракчичем. До этого он выиграл у двоих россиян, и тренеры поставил мне задачу выиграть у него. Но, честно говоря, и по «физике», и в скорости он был лучше меня. Я решил использовать свою «коронку», надеясь, что он на нее попадется. Попался, и я тут же сделал бросок на иппон и одержал победу.

 

Тут Абдула представил молодого человека, который сидел рядом с ним во время интервью. Он оказался его троюродным братом Абдулмуслимом Баркалаевым, и он, как когда-то и Абдула, занимается дзюдо в том же самом зале в Дмитрове.

 

— Я дважды становился бронзовым призером первенства России среди дзюдоистов до 20 лет, — рассказал Абдулмуслим. — Причем в первый раз я его выиграл, когда занимался дзюдо всего лишь три месяца. Тренер не хотел меня брать на эти соревнования, говорил, что я, мол, еще не опытный, но я настоял и в итоге оказался единственным медалистом первенства из своего клуба.

 

— А можно узнать, почему вы оба уехали из Дагестана, чтобы заниматься дзюдо?

 

— К сожалению, в Дагестане нет того профессионального подхода к делу, какой есть в других городах России. В Махачкале ты предоставлен сам себе, тренер тебя контролирует лишь во время тренировочного процесса. А в Дмитрове, к примеру, тренер контролирует все: как ты сделал зарядку, что поел, проследит, чтобы ты отдыхал после тренировки. И так изо дня в день. У нас, увы, этого нет. 

Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=7252

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *