История Ислама изобилует событиями и происшествиями, которые могут послужить хорошим поводом для того, чтобы напомнить мусульманам о ценностях и достоинствах нашей религии, отражение которых находится в жизнеописании Пророка (мир ему и благословение). В особенности, чудеса, которые произошли с ним, являются лучшими уроками и назиданиями для нас. Одним из самых знаменательных и глубоко символичных событий в жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), стало его ночное путешествие и вознесение.
В Коране сказано:
"Слава тому, Кто перенес ночью раба Своего из мечети запретной в мечеть Аль-Акса, окрестности которой благословили Мы, для того, чтобы показать ему некоторые Наши знамения. Воистину, Всеслышащий Он, Всевидящий" (Исра 1).
Многие люди называют чудом то, что происходит вопреки законам природы, и пытаются анализировать подобные явления рациональными методами. Это происходит потому, что в их душе отсутствует вера в Творца всего сущего. Они забывают: все то, что окружает нас, будь это звезды, солнце, луна, земля и жизнь на ней, есть чудо Всевышнего, которое мы привыкли считать обыденностью и чем-то естественным. Однако для человека, который знает о присутствии и бытии Всевышнего, не составляет большого труда и усилий признать любое явление, происходящее вопреки законам природы, чудом и поверить в него. Ведь все находится во власти Всевышнего.
Перенесение в Иерусалим и вознесение является в жизни Пророка (мир ему и благословение) самым великим чудом, которое даровал ему Аллагь с тем, чтобы утешить и ободрить его. Это произошло после того, как Пророк (мир ему и благословение) в течение десяти лет увещевал и проповедовал мекканцам, призывая их к Исламу, но в ответ он получал только насмешки, унижения и обиды.
Однажды Посланник Аллагьа (мир ему и благословение) отправился в Тайф и обратился к уважаемым людям этого города с призывом принять Ислам. Тем не менее, жители Тайфа отвернулись от него и натравили на него своих рабов и группу невежд, которые стали кричать на Пророка (мир ему и благословение) и бросать в него камнями. Тогда он нашел прибежище в саду, за городом. Тело его было в ранах, а ноги — в крови. Глубоко опечаленный и огорченный Посланник Аллагьа (мир ему и благословение) стал взывать ко Всевышнему, прося у Него помощи. Это произошло почти сразу после смерти Хадиджы и Абу Талиба, дяди Пророка (мир ему и благословение). Все эти события следовали друг за другом, так что год, в который они произошли, получил название "год печали".
Была глубокая ночь, над Меккой сгустилась тьма, и ее жители спали. Посланник Аллагьа (мир ему и благословение) лежал, прислонившись к стене Каабы, опечаленный тем, что мекканцы отвергали и ненавидели его призыв. Вдруг, когда Пророк (мир ему и благословение) пребывал в состоянии между сном и бодрствованием, он увидел Джибраиля (мир ему), несущего приглашение Посланнику (мир ему и благословение) посетить своего Господа. Затем Джибраиль рассек грудь Пророка (мир ему и благословение). Он омыл сердце Посланника Аллагьа (мир ему и благословение) и наполнил его мудростью и знаниями, а затем вернул на прежнее место.
Муслим приводит от Анаса ибн Малика хадис об этом:
"Ко мне привели Бурака. Это длинное белое животное, выше осла, ниже мула. Он перемещается туда, куда достигает его взор. Я ехал на нем, пока не достиг Байт-уль-Мукаддаса. Там я привязал его к кольцу, к которому привязывали своих животных все Пророки, а потом вошел в мечеть и совершил намаз в два ракаата.
Затем, когда я вышел из мечети, ко мне подошел Джибраиль с двумя сосудами: вина и молока, и предложил выбрать. Мой выбор пал на молоко. Джибраиль же сказал: "Ты выбрал чистоту".
Вскоре мы вознеслись на Первое небо, и Джибраиль попросил открыть нам. Ему было сказано: "Кто ты?" Он же ответил: "Джибраиль". Тогда его еще раз спросили: "А кто с тобой?" И он проговорил: "МухIаммад". "За ним послали?" — вопрошали снова. "За ним уже послали", — отвечал на это Джибраиль. Когда нам открыли небесные врата — я увидел Адама, который поприветствовал меня и испросил у Аллагьа для меня благо.
После этого мы вознеслись ко Второму небу, где Джибраиль вновь попросил открыть. Ему задали те же вопросы, и он ответил точно также. Подобное происходило на каждом из небес. На Втором я встретил Ису ибн Марьям и Яхью ибн Закарью, на Третьем Юсуфа, которому была дарована половина красоты мира, на Четвертом — Идриса, на Пятом — Харуна, на Шестом — Мусу, на Седьмом — Ибрахима, прислонившегося к Байтуль ма’мур, в который каждый день заходят семьдесят тысяч ангелов и больше не возвращаются к нему. После этого мы с Джабраилем дошли до Лотоса крайнего предела и увидели листья его подобные ушам слона, а фрукты, как кувшины.
Это великое дерево, созданное из света. Оно предел того, до чего можно добраться. Ни один из ангелов не может перейти его. Даже Джибраиль, остановившись перед ним, сказал: "Тут заканчивается моя степень. О Любимец Аллагьа, если я сделаю еще один шаг, то сгорю".
Пророк (мир ему и благословение) пошел вперед один, осененный божественными лучами. Тогда перед ним открылись завесы, и он увидел великое множество таинств и знамений Творца. Он посмотрел на величие и красоту Аллагьа. Всевышний же, приблизив Пророка (мир ему и благословение) к Себе, обратился к нему, говоря с ним без посредника и переводчика и проявляя к нему почтение. В то же время надо понимать, что Аллагь говорил со Своим Посланником (мир ему и благословение) вне времени и места.
Также в хадисах приводится следующее:
"И когда его (лотос) покрыло то, что покрыло по велению Аллагьа, он изменился, настолько, что ни одно из творений Аллагьа не смогло бы описать этот лотос из-за красоты его. Тогда Аллагь внушил мне то, что внушил, предписав 50 намазов в сутки.
Я спустился к Мусе, и он спросил:
— Что предписал Господь твоей Умме?
Я сказал:
— 50 молитв.
И он посоветовал мне:
— Вернись к твоему Господу и попроси облегчения: твоя Умма не вынесет этого. Воистину, я испытал сынов Израиля, и я узнал их.
Я вернулся к моему Господу и попросил:
— О Господь, даруй облегчение моей Умме.
Тогда Аллагь убавил пять молитв, и я вернулся к Мусе, сказав:
— Всевышний уменьшил на пять молитв.
Однако Муса снова предложил:
— Воистину, твоя Умма не вынесет и этого. Вернись к твоему Господу и попроси облегчения.
И так я ходил от Мусы к Господу и обратно несколько раз, пока Господь не сказал мне:
— Поистине, эти пять молитв в сутки, за каждую из которых Я вознагражу десятикратно. Кто же задумает совершить благое и не сделает, то Я запишу за это одно благодеяние. Если он совершит его, то Я запишу десять. Кто задумает совершить плохой поступок и не совершит его, то Я не запишу за ним ничего. Если же он задумает и совершит дурное, то Я запишу за ним одно плохое деяние.
Затем я спустился к Мусе и рассказал ему обо всем.
— Вернись к твоему Господу и попроси облегчения", — снова сказал он.
— Я возвращался к Нему, пока не стало мне стыдно", — был мой ответ".
Самый великий урок и назидание для нас в этом путешествии — это установление обязательности намаза. Между предписанностью молитвы и чудом вознесения Пророка (мир ему и благословение) существует тонкая и тесная связь, позволяющая нам назвать намаз духовным ми’раджем.
В то время как вознесение Посланника Аллагьа (мир ему и благословение) телом и душой было чудом, то, поистине, для его Уммы Аллагь сделал намаз духовным ми’раджем, который происходит пять раз в день. В намазе наши души и сердца возносятся к Господу, отстраняясь от страстей и похоти, свидетельствуя о могуществе, величии и единственности Аллагьа.
Намаз — это не просто обряды и телодвижения, в которых нет смысла. Поистине, это школа, воспитывающая в верующих добро, любовь и достоинство, несмотря на ничтожность и зло этого мира. Молитва является величайшим деянием в Исламе. Тот, кто будет бережно к ней относиться, осчастливит и многое приобретет для себя. В то же время халатно относящийся к ней станет несчастным и потерпит убыток. Аллагь предписал намаз Своим рабам, чтобы он был связью между Ним и Его творениями.
Молитва также есть напоминание о величии Аллагьа, и благодарность за Его милости. Поэтому она является фундаментом успеха и счастья в этом и в вечном мире, поскольку Пророк (мир ему и благословение) сказал:
"Первое, за что будут отчитывать раба в Судный день, — это молитва. Если она будет полноценной — то будут полноценными и остальные его поступки, а если намаз будет испорченным — то будут испорченными и все деяния раба".
Отсюда неудивительно, что намаз есть основа всех поступков человека. Поистине, стойкость в его совершенном исполнении, проявляя страх перед Аллагьом, укрепляет в душе чувство того, что Аллагь нас всегда видит. А кто знает о Его присутствии, тот будет бояться Его и будет стремиться к тому, чтобы Аллагь был доволен им. К примеру, такой мусульманин будет правдив, когда говорит, будет выполнять то, что обещает, будет возвращать доверенное, проявлять терпение в трудностях и благодарить за добро, оказанное ему.
В Коране сказано:
"Воистину, создан человек нетерпеливым, беспокойным, когда постигает его беда, жадным, когда достается ему добро, кроме совершающих молитву каждый раз, когда положено" (70/19).
Уважаемые мусульмане, давайте помнить: кто будет по-настоящему знать, что Аллагь его видит, тот обязательно воздержится от всего, что вызывает гнев Всевышнего. Такой человек не совершит прелюбодеяния, не будет брать проценты, не будет ненавидеть, завидовать, попирать права окружающих, своей семьи, соседей и близких родственников. Как сказано в Коране:
"Поистине, молитва остерегает от мерзостей и порицаемого".
Также, братья, знайте: кто не будет проявлять смирения в молитве, тот, в чьей душе не утвердится мысль о том, что Аллагь его видит и станет непокорным, он будет достоин наказания Аллагьа, поскольку Пророк (мир ему и благословение) сказал:
"Молитва, которая не остерегает человека от мерзостей и порицаемого, только отдаляет от Аллагьа".
Более того, милостью Аллагьа является и то, что намаз совершается пять раз в сутки. И каждый раз наступление времени молитвы напоминает человеку о его Творце.
Во время ми’раджа Пророк (мир ему и благословение) не зря выбрал молоко. Ведь оно является природным продуктом, что символизирует собой естественность, присущую Исламу. Современная цивилизация и научно-технический прогресс навязывают человеку соблюдение каких-то новых, неестественных для него правил поведения, но наша душа стремится избавиться от них, чтобы вести себя в соответствии со своей природой. Тем же единственным, что отвечает всем естественным потребностям человека, является Ислам.
В конце хотелось бы сделать некоторое уточнение по вопросу, иногда вызывающему неверные толкования. Путешествие в Иерусалим и ми’радж (вознесение) Пророка (мир ему и благословение) были совершены им и телом, и душой. Это случилось не во сне, а наяву. На этом единогласно сошлись все авторитеты Ислама. Поскольку, если бы события, описанные Посланником Аллагьа (мир ему и благословение) произошли бы только во сне, то мекканцы не стали бы отвергать это. Ведь во сне могло произойти и что-то более удивительное, и любой, даже неверующий, в состоянии оказаться в роли сновидца. Кроме того, язычники Мекки не попросили бы Пророка (мир ему и благословение) описать Байт-уль-Мукаддас и его окрестности, и он не смог бы дать их подробные описания, которые невозможно было опровергнуть.
Из истории ми’раджа можно извлечь много полезного и поучительного. Повторяя и пересказывая эту историю, размышляя над ней, мы можем получить что-то новое для себя. А это, в свою очередь, укрепит в нашей душе иман (веру) и любовь к Исламу.