Энергетическая Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа (МРСК Северного Кавказа) потратит 5,25 млрд рублей на борьбу с хищением электроэнергии. Половина этих денег уже имеется на счетах компании, но поскольку реализация данной программы уже началась, МРСК планирует брать кредит, пока не придут оставшиеся деньги.
Деньги на программу МРСК Северного Кавказа получит от допэмиссии акций, которую выкупит ее материнская компания «Холдинг МРСК», объединяющая региональные энергетические компании. В ближайшие дни совет директоров компании должен решить вопрос о привлечении заемных средств для финансирования программы, пока в нее не поступили деньги от допэмиссии.
— Без реализации этой программы функционирование нашей компании не представляется возможным. Это один из решающих факторов успешной работы энергетики всего Кавказа, — заявили «Известиям» в компании.
По словам начальника департамента по связям с общественностью «МРСК Северного Кавказа» Геннадия Выхристюка, большая часть задолженности розничного рынка электроэнергии приходится на Северный Кавказ.
— Отсутствие элементарного учета неплатежей по счетчикам очень серьезно повлияло на то, что у нас очень высокие потери электроэнергии, в некоторых регионах до 35-40%, — говорит Выхристюк.
В прошлом году долги за поставки электроэнергии в регионе Северного Кавказа выросли практически на 20% и достигли 19 млрд рублей. Самые большие потери от несанкционированного подключения к электростанциям — в Чеченской Республике, Дагестане и Ингушетии.
Не досчитались киловатт
Традиция не платить за электроэнергию на Северном Кавказе сложилась еще в 1990-е, когда государство относилось к платежам за эту услугу не слишком аккуратно. Многие крупные производства на Северном Кавказе перестали существовать, теперь большая доля в структуре потребления электроэнергии приходится на население, а также на предприятия жизнеобеспечения, бюджетные и бюджетнозависимые предприятия — ЖКХ.
— У нас же голые провода в стране, вот по улице стоят опоры линии электропередач, по ним три провода, подходит умелец, забрасывает на эти провода концы своего провода, закрепляет и подключает свои электроприборы в доме, — рассказывает Выхристюк. — Или к приборам учета приспосабливают магниты, которые замедляют работу счетчика.
Естественный выход — наладить достоверный учет электроэнергии, считают в МРСК Северного Кавказа.
— Нынешние системы учета дают возможность снимать показания дистанционно. Контролеру не надо ходить по домам, смотреть на счетчики и списывать показания, что влечет за собой коррупционную опасность, — говорит Выхристюк. — Всегда есть искушение договориться с самим контролером, сунуть ему в карман часть суммы, а он напишет нужные показания.
В рамках программы по профилактике безучетного и бездоговорного потребления электроэнергии запланировано приобрести и установить 636,2 тыс. современных приборов учета электроэнергии, которые позволяют снимать показания счетчиков дистанционно, отслеживая потребление электроэнергии в режиме онлайн.
«Известиям» рассказали в пресс-службе компании, что за это время уже установили около 30% необходимых счетчиков. Экономический эффект от внедрения этой программы, завершение которой запланировано на конец 2016 года, ожидается в размере 1,869 млрд рублей.
Репрезентативной статистики по тому, сколько электроэнергии воруют в стране в целом, нет, сообщили «Известиям» в Минэнерго. До 2008 года такую статистику собирали в РАО ЕЭС, теперь подсчет ведется непосредственно в каждом регионе.
Например, «соседняя» МРСК Юга не досчитались в прошлом году 132 млн рублей — почти в три раза меньше, чем энергетики Северного Кавказа. Компания выявила почти 5,9 тыс. случаев безучетного и более 3,4 тыс. случаев бездоговорного потребления электроэнергии на 33,9 млн кВт•ч и 30,2 млн кВт•ч соответственно.