Куда направить «ветеринарные» деньги

«Мясо, продаваемое на рынках республики, потенциально опасно», — с таким шокирующим заявлением обратился в редакцию «НД» начальник отдела ветеринарного контроля управления Россельхознадзора по Дагестану Гаджимагомед Азаев. По его мнению, это напрямую связано с тем, что большая часть скота в Дагестане забивается не на стационарных убойных пунктах, а во дворах.

Поначалу проблема, которую озвучил Азаев, показалась не очень серьезной. Испокон веков дагестанцы забивали скот подобным образом, и никого это не волновало. Но Азаев продолжал настаивать, утверждая, что готов подтвердить свое утверждение целым «букетом» фактов. В итоге, внимательно выслушав его, мы решили предоставить ему газетную площадь.

— Начнем с того, что раньше люди забивали скот в основном для собственных нужд. Я же говорю лишь о забоях в промышленных масштабах, когда под нож одновременно идут сотни голов животных, — объясняет Азаев. — До перестройки промышленный забой осуществлялся или на мясокомбинатах, или на специальных пунктах под обязательным контролем ветеринарных врачей. В итоге зараженное мясо в торговую сеть практически не попадало.

Теперь же, когда подобный контроль отсутствует практически полностью, никто не может дать гарантий по поводу товара, который мы покупаем на наших рынках. Допустим, к примеру, что на рынок попала партия мяса, зараженного бруцеллезом. Есть ли хоть малейшая вероятность того, что опасный продукт будет обнаружен и уничтожен? Уверяю вас, никто на наших рынках этим даже заниматься не станет.

Смотрите, из 88 сельхозрынков, действующих на территории республики, ветеринарные лаборатории имеются только на 32. Да и то большинство из них не оснащено необходимым оборудованием. Кроме того, для проведения всех необходимых анализов необходимо время (около недели) и деньги (полный анализ тушки овцы обойдется продавцу в 2 тысячи рублей). В итоге килограмм баранины окажется дороже на 100 рублей. Ответьте мне честно, отдаст продавец свою продукцию на анализ или нет?.. И получается, что даже существующие лаборатории работают абсолютно формально и никаких заболеваний выявить не могут. Если я ошибаюсь, пускай сотрудники Комитета по ветеринарии покажут хотя бы одно заключение-предписание на выбракованную продукцию из-за выявления инфекционного заболевания, составленное за последний год. Таковых, насколько я знаю, в природе не существует.

А вот очагов бруцеллеза, туберкулеза и прочих серьезных заболеваний в республике предостаточно. В 2011 году количество людей, заболевших бруцеллезом, по сравнению с 2010 годом увеличилось на 20% и составило 199 человек. По словам министра здравоохранения РД Ильяса Мамаева, дагестанские показатели выше среднероссийских в десятки раз, а около 40% выявляемых в стране случаев бруцеллеза приходятся на нашу республику.

Причем, что интересно, люди заболевают бруцеллезом не только в районах, где выявлены очаги этой болезни, но и в абсолютно благополучных населенных пунктах. Очевидно, что опасное мясо попало сюда через рынок. И тут мы снова возвращаемся к тому, с чего начали, — к ситуации с подворным забоем животных.

Если ветлаборатории по целому ряду причин (некоторые из которых мы указали) не могут предотвратить попадания в торговую сеть мяса больных животных, то единственным реальным фильтром для него могли бы стать стационарные убойные пункты, где все мероприятия осуществляются под ежедневным контролем ветеринарного врача. Существенного удорожания продукции при этом не произойдет, поскольку при постоянном мониторинге больные животные будут выявляться без всяких анализов (в крайнем случае, можно будет произвести выборочный). Беда в том, что подобных пунктов в Дагестане сегодня практически не осталось. Те, что действовали до перестройки, развалились, новых никто не строит, и получается, что единственный путь попадания мяса на прилавки рынков и магазинов лежит через подворный забой.

В итоге, отправляясь за мясом в магазин или на рынок, каждый из нас играет в своеобразную «русскую рулетку», поскольку не знает, что принесет домой — здоровый белковый продукт или бациллы бруцеллеза, туберкулеза, сибирской язвы. Больше того, даже качественное мясо, попавшее на рынок, может в итоге преподнести покупателю неприятный сюрприз. Дело в том, что многие покупатели просят часть мяса пропустить через промышленную мясорубку. А если до этого в ней прокрутили «больное» мясо, то источником заражения может стать и абсолютно здоровая продукция. Не застрахованы от заражения наши дети, которых мы по утрам отправляем в школы и детские сады, пациенты больниц, посетители кафе и ресторанов. Иными словами, в группе риска оказываются почти все дагестанцы.

Очевидно, что сами производители мяса строительством стационарных убойных пунктов никогда не озаботятся. Зачем им лишние траты и головные боли, когда и без того их продукция расходится влет? И плевать им на то, что при этом они нарушают сразу несколько российских законов и правил и игнорируют наше право на экологическую безопасность. Никто их за руку не схватит (при отсутствии стационарных пунктов это превратило бы всех нас в вегетарианцев поневоле), и значит, они и дальше будут забивать скот во дворах.

Переломить ситуацию в этом вопросе обязаны муниципальные власти, особенно в районах, где выращивание скота поставлено сегодня практически на промышленную основу (в той же Кадарской зоне многие предприниматели держат по нескольку сот голов крупного рогатого скота). Но они этой работой заниматься не хотят, все распоряжения (а их только по линии Минсельхоза можно насчитать не один десяток) кладут под сукно, надеясь, что пронесет. Уверяю, не пронесет и не проносит, о чем свидетельствует печальная медицинская статистика.

Самое печальное (собственно, из-за этого я и пришел в вашу редакцию), что к ситуации с подворным забоем очень снисходительно относятся те, кто по долгу службы обязан заботиться о том, чтобы оградить дагестанцев от «мясных» инфекций. В феврале нынешнего года правительство Дагестана одобрило концепцию республиканской целевой программы «О мерах по борьбе с бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных в Республике Дагестан на 2012—2016 годы». Разработали этот весьма примечательный документ в Комитете по ветеринарии. Согласно ему на мероприятия по борьбе с бруцеллезом необходимо выделить примерно 71 млн рублей. Необходимость выделения этих средств объясняется тем, что принимаемые меры по борьбе с бруцеллезом не позволяют существенно изменить ситуацию. Как указывается в документе, «ежегодно появляются новые непрогнозируемые неблагополучные пункты. Резко возросло число случаев выявления больных бруцеллезом животных в индивидуальных подворьях и хозяйствах, считающихся благополучными, что свидетельствует о наличии скрытых очагов бруцеллеза и требует своевременного проведения широкомасштабной вакцинации и диагностических исследований всего сельскохозяйственного поголовья. В последние годы на индивидуальный сектор приходится до 90% выявленных больных животных.

Эту проблему невозможно решить только силами ветеринарных и медико-санитарных служб, необходимо активное участие органов местного самоуправления, руководителей хозяйств, агропромышленных объединений и граждан — владельцев сельскохозяйственных животных».

По мнению разработчиков документа, значительную часть выделенных средств следует потратить на создание ветлабораторий на рынках республики. Но, во-первых, как я уже говорил, эти лаборатории фактически работают вхолостую, а во-вторых, согласно ФЗ №271 создаваться они должны исключительно за счет самих рынков, поскольку без этого на их территориях категорически запрещается реализовывать мясную продукцию. Что же касается подворного забоя, то разработчики программы предлагают его «сократить», тогда как ветеринарным законодательством вообще не предусмотрен подворный забой бруцеллезного поголовья. То есть в очередной раз нам предлагают бороться не с первопричиной, а заниматься тушением «ветеринарного пожара» путем заливания локальных очагов. Тогда как, по моему мнению, большую часть средств следует потратить как раз на создание стационарных убойных пунктов, чтобы локализовать проблему в зародыше. «Близорукость» сотрудников Комитета по ветеринарии в этом вопросе, на мой взгляд, объясняется просто — отсутствие в республике загонов, расколов, баз, скотобойных площадок, слабая работа по идентификации сельскохозяйственных животных говорят об отсутствии целенаправленной инспекторской работы ветеринарной службы республики. 

Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=6904

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *