Недавно наша газета сообщала, что художник Курбанали Магомедов стал первым в республике членом-корреспондентом Российской академии художеств.
«Уважаемый Курбанали Магомедович! Калининградский областной музей янтаря открывает выставку I Всероссийского конкурса авторского ювелирного искусства. Оргкомитет конкурса приглашает Вас принять участие в подготовке выставки в качестве представителя от Республики Дагестан. Просим Вас принять наше предложение.
С уважением директор Г.Суворова. 26 марта 2012 г».
Каким же мастерством надо обладать, как зарекомендовать себя профессионально, чтобы быть приглашенным на первую в нашей огромной стране выставку авторского ювелирного искусства, где так много признанных центров этого старинного ремесла, издревле славившихся своими непревзойденными художниками в таком кропотливом деле.
Родился он в селении Агвали в кавказском поднебесье — в Цумадинском районе. Профессиональное восхождение начал с изучения азов обработки металла в Дагестанском художественном училище им.М.Джемала в Махачкале. Еще будучи студентом этого специального образовательного заведения, обратил на себя внимание педагогов и был отмечен Почетной грамотой ЦК профсоюзов работников культуры. Диплом об окончании учебы получил с отличием и был оставлен в Alma mafer преподавателем спецдисциплины. Позже он закончил худграф Даггоспедуниверситета.
Совершенствуя современное ювелирное искусство, К.Магомедов на базе училища развил изучение техники филиграни. Филигрань. Это простое, незамысловатое понятие таит столько знаний, навыков, опыта, трудолюбия, усидчивости (так трудно дававшейся мужчинам), усердия, художественного вкуса, если хотите, уважения к металлу, умения чувствовать его и относиться к нему словно к живому, подчиняя себе его непокорность, вживлять в него душу. В руках Курбанали Магомедовича холодный, надменный кусок металла становится теплым, грациозным, нежным и очень величественным, покоряет изяществом и достоинством. Таковы его браслеты — одно из любимых украшений любой женщины. Как манят они взор, как бы вторя восторгу: «да я такой, вглядитесь в мой тончайший безукоризненный узор, как мудро я плету орнамент, как велика моя магия…»
— И если у рассматривающего мое изделие появляется желание, взяв в руки, поворачивать его, внимательно вглядываясь в сотканный из металлической нити рисунок, я бываю доволен», — признается ювелир. Именно так воздействуют изделия на любого увидевшего его работы. Их хочется взять в руки и рассматривать бесконечно. В этот момент понимаешь, как величественен человек, соткавший такой красоты тонкую паутину, обладающую притягательной силой, вобравшую всю мудрость предыдущих поколений, прошедших долгий путь тысячелетий от наскальных рисунков — первого опыта изобразительного искусства — до такого совершенства в мастерстве и желания поделиться восприятием красоты.
Каждое изделие — это трепет рождения чистого, искреннего, жаждущего жизни искусства, которое очищает душу, словно освященное причастие в храме. Когда рассматриваешь сработанные Курбанали-мастером женские браслеты, захлестывают светлые эмоции, душа просит бесконечного любования, хочется вобрать в себя это прекрасное, отключая ум, который может сбить код, заложенный в человеке на красоту, предлагающий поразмыслить, сколько труда, времени, озаряющего вдохновения в каждом из них. Прочь мысли, только наслаждение и бесконечная благодарность тому, кто сотворил чудо.
Как старательно внимателен ювелир к каждому своему детищу. Курбанали Магомедович едет на другой конец страны в С.-Петербург, заказывает в специальном оформительском салоне футляр для своих изделий, тщательно выбирая породу дерева, его естественный цвет, лак для покрытия изящной коробочки и внутреннюю ее отделку из тончайшей кожи, такого оттенка, чтобы на ее фоне изделие выигрышно заиграло, являя миру искусство мастера. Он бережно заворачивает изделие, словно любимое, изнеженное дитя. И каждое нарекает именем собственным: «Джамиля», «Елена», «Ирина», «Фатима», «Хабсат», «Вдохновение», «Мечта», «Гранатовый», «Талисман», «Северное сияние»…
Конечно же, его пристрастие — браслеты со вставками из натуральных камней и без них. Но искусствоведы и специалисты особо отличают очень изящно выполненные в технике ажурной многоплановой филиграни посвященную родине вазу «Мой Дагестан», женский пояс «Милана» к национальному костюму, комплект — серьги, колье с кораллами — «Патимат»…
Член Союза художников СССР, заслуженный художник РФ, РД, награжденный медалью «Шувалов» Российской академии художеств (РАХ), золотой медалью «Духовность, традиции, мастерство», серебряной медалью ВДНХ СССР, множеством дипломов РАХ, Союза художников России, член нескольких выставкомов, председатель правления Дагестанского отделения Союза художников России, участник более 50 республиканских, региональных, всероссийских, международных выставок, член Комиссии при Президенте РД по Государственным премиям РД в области науки, техники, литературы, публикаций, искусства и архитектуры Курбанали Магомедов многостраничную часть трудовой биографии отводит педагогической деятельности. Более тридцати лет он преподает спецдисциплины в художественном училище, которое сам окончил в 1979 году. Он подготовил более тысячи художников-ювелиров. Среди его учеников известные в мире, стране и в республике: Ася Еутых — народный художник Адыгеи, весьма известный (не только в России, но и в странах Ближнего Востока, Фатима Хаджиева (Нальчик), Игорь Чашкин (Волгоград), Чингиз Кикеев (Элиста), а уж сколько их в Дагестане — и не счесть, активно участвующих в выставках, учительствующих в художественных школах, работающих в художественных комбинатах, частных мастерских.
К.Магомедов напрямую — на занятиях в училище, косвенно — своими эксклюзивными изделиями оказывает существенное влияние на развитие творческой молодежи Северного Кавказа. Он любит работать с юными художниками, как он говорит, «вместе с ними придумывать композиции, воплощать в реальность, получая от этого процесса удовольствие». Филигрань, ковка, монтировка, позолота, оксидирование, а еще многоплановая, динамичная филигрань, придуманная им самим. Не потому ли его замечательные, редкие по изяществу, кропотливости, тончайшему орнаменту и еще по многим характеристикам женские украшения находятся в фондах музеев изобразительного искусства в Ставрополе, в Специальном фонде РСФСР, частных коллекциях Голландии, Германии, Ирана, Франции, США… Его изделия закупают для представительских подарков «вельможным» особам.
Курбанали Магомедович делает только высокохудожественные произведения, непохожие на изделия других мастеров. Он никогда никого не копировал, даже ювелиров с большой буквы. И если замечал невольную, едва уловимую схожесть, почти готовую вещь бросал в переплавку. «Не вижу смысла работать иначе», — признается ювелир.
В его изделиях соразмерность элементов, динамичность линий, контраст цвета металла и используемого камня для вставок, подчеркивающий гармонию, воздушность и плотность, ритм и плавная лиричность, объемность и ажурность, эстетическое чувство и стремление выразить мироощущение, высокий уровень мастерства и вкус мастера. Все это обеспечивает создание подлинного произведения искусства даже из, казалось бы, неподатливого металла. Курбанали Магомедов уверенно познал таинства этого непокорного материала, создавая рукотворное чудо. Он умеет извлечь из золота, серебра, мельхиора нужные ему качества для решения художественной задачи.
Художник-ювелир К.Магомедов, в творчестве которого сохранены национальные особенности, сочетает технические приемы современного искусства металлообработки. Только глубокие традиции открывают в его искусстве перспективы развития, рождая новое. Он придумал новую форму браслета, плавно обвивающего женское запястье, на тончайшей, ажурной сетке из металла сумел разработать крепление крупных деталей, в одном изделии решая разные эстетические задачи.
Курбанали Магомедов внес в современное ювелирное искусство свежесть, искренность, изысканную пластику, сверхчистоту исполнения», — так о нем пишет искусствовед Адильхан Адильханов. — Его работы заставляют смотреть на мир искренним взором и верить, что на земле есть любовь и подлинное искусство».
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=23206