Когда все это началось? Многие, конечно же, уже и не помнят. Может, во времена, когда просмотры ТВ в узком семейном кругу стали разбиваться о назойливую и пошлую рекламу? А ведь все мы тогда были обычными «совками», и нас, всей страной болеющих за ЦСКА, бьющегося с легионерами НХЛ, поражало, что своеобразные позывные, то и дело прерывающие трансляции заокеанских матчей, были не что иное, как время для прокрутки рекламных блоков канадского телевидения.
Удивляла нас тогда и цена телевизионной рекламной минуты, ведь этих минут в эпоху «брежневского застолья» у нас было ой как много. Их просто никто не считал. Ценности были другие, и заставки на ТВ в те самые пресловутые рекламные минуты были иные: этюды о природе или видовые фото, морские или горные.
«Ценить время» стали позже, и в Дагестане тоже. В нашу жизнь пришли понятия, а вслед им экономические термины Уолл-стрита. Оправившись наконец от десятилетий оцепенения, все ударились в «движения», да так, что в итоге тьма судеб переломана. Кто-то не успел. Кто-то не хотел. Кто-то не смог и сегодня просто счастлив от этого.
Один мой знакомый заметил, что страну развернули на 180 градусов, и те, кто был в конце колонны, идущей в светлое будущее, — не всегда лучшие ее представители — оказались в нем уже в настоящем. Наворо-ва-ли! Затурканные моралью советской системы завсклады и товароведы просто- напросто расцвели. А потом как в лото — стоп игра! Кто не успел — тот опоздал. Учителям, врачам, инженерам — интеллигенции — мало что перепало. Интеллект был не в цене. А жить ведь надо! Может, тогда все и началось? Вернее, с шокирующих программных слов Михаила Сергеевича: берите все в свои руки. Вот каждый и взял что мог. Кто — завод, кто — землю, кто — акции. Время стали ценить и за рекламу деньги брать огроменные. Стали продавать и продаваться. Все коммерциализировалось, и даже родственные отношения. И неудивителен сегодняшний цинизм слогана ролика, прокручиваемого на телевидении: «Давно ли навещали своих родителей? Может, жилплощадь уже освободилась?»
Помню, в 90-е на «Радио России» была передача, финансируемая специальным американским фондом, в которой убеждали, настаивали, требовали, просили девушек из России не приезжать в Америку. Тысячи пропали без вести, тысячи погибли от рук сутенеров – всерьез предупреждали американцы. Ан нет, девичий поток за океан не прекращался. И нынешний Интернет – новая витрина, где с помощью социальных сетей продают раздетых дур прямо с их мягких диванов как с прилавков. Нынче все больше продают детей, и мало кого это шокирует. Ценности стали другие?
Продать себя ныне — наука, по азам которой даже книжки печатают. Психологи эту тему облюбовали. Рекомендации, советы, тренинги. Продать себя — это искусство, и если нет достаточного спроса, надо инвестировать в себя. Способов этого много, но не все они афишируются. К примеру, купив должность, диплом (а лучше два), защитив кандидатскую, став профессором, заведующим кафедрой, с вложенного потом возьмешь сполна. Какие тут могут быть проблемы?
Страшно то, что об этом знают сегодня даже дети. Сказкам о победе добра над злом они ныне не верят. У нас ведь как? У входа в школу — вывеска: «О фактах вымогательства сообщать лично директору». А реалии? Ремонт, охрана, уборка… Разве каждый из нас, родителей, не оплачивает это все из собственного кармана? А подарки учителям? А взятки при поступлении в вузы (ныне за ЕГЭ)? А «бесплатная» медицина?..
Как же после подобного объяснить ребенку, что незнание — тьма, а ученье — свет? Не поверит ведь. Вот в чем беда.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=22758