Дагестан, один из «проблемных» регионов России, является также одним из самых закрытых в информационном плане, поспорить может разве что только Чечня. Много разных мнений о том, как здесь живут люди, откуда взялись здесь экстремисты и что вообще происходит на самом деле в Дагестане. Почему я взялась описывать период с 1993 по 2012 годы? Причин две, первая- это мой сознательный возраст, вторая- именно с 1993 я заметила первые признаки разложения когда-то сплоченного многонационального народа.
С чего все началось?
В 1993 году я училась в пятом классе средней школы №13 г. Махачкалы, одной из самых лучших школ в городе, говорю я это не предвзято, так оно и было, в школе на высоком уровне изучался английский язык, было много победителей городских и республиканских олимпиад. Сегодня это уже далеко не та школа, с приходом нового директора, она успешно вошла в «систему» многие учителя ушли, некоторые уехали, и от профессионализма почти ничего не осталось. Вернемся к прошлому, мы успели стать октябрятами, выучить гимн, нас учили быть полезными обществу, честными, помогать друг другу. Как вдруг, все рухнуло, нам объявили что пионерской организации больше нет, и Союза соответственно тоже. Да, мы дети 90-х пережили три эпохи за эти 20 лет. СССР и компартию, пьяный Ельцинский политический дебош, и полицейское государство В.Путина, с масштабным террором и со стороны властей и со стороны «леса» . Я долго думала почему Дагестан всегда поддерживал КПРФ и Зюганова, при всех уже пережитых нами недостатках коммунистического строя. Но, сейчас поняла, потому что с развалом Союза, Дагестан не знал ни одного спокойного дня за все эти долгие годы. Помню первые терракты, дагестанцы даже не знали что это такое, когда прогремел первый взрыв, но зато сегодня у нас даже 3-х годовалые дети знают что такое спецоперация, терракт, террорист….
«Модные»
С 1993 года, началось резкое расслоение населения, я помню как методично происходила подмена ценностей. Это началось уже в школе. Появились дети «крутых» которые обижали детей из малоимущих семей. Те кто за них заступались считались дураками. Появилась мода на качества личности. Честный, приносящий пользу государству — не модный, учителя – лохи, а самые модные- те, кто не платит за коммунальные услуги и разворовывает государственное имущество, так ни разу не попавшись. Поверьте, эти идеалы живы до сих пор, с 2000 года они укоренились и стали чем-то вроде цели, к которой должен стремиться каждый. Появилась жесткая система мздоимства, четкое правило- без взятки никуда. Куда бы вы не сунулись, получить справку, устроить ребенка в школу, не дай Боже устроиться на работу, вам тут же укажут на дверь. Подходить следует умеючи с «барашкой в бумажке».
Откуда пошло это тлетворное влияние? Конечно же «сверху», у дагестанцев, да наверное и у всей России, есть привычка повторять за вышестоящими, чиновниками, начальниками и т.д. Я помню как все ждали, что при Путине власть станет более прозрачной и законной, но с 2000 года вся криминальная прослойка населения отложив винчестера, надев пиджачки, и научившись правильно сидеть за столом, плавно интегрировалась во власть. Конечно, междуусобные перестрелки остались в прошлом, но привычки, пристратия, человек не меняет никогда, и все, чем жили и живут эти люди поползло в массы. Каждый начальник повторяет за своим начальником, а за ним соответственно, чтобы быть «модными» и все работники. Появился тотальный «вещизм», у каждого «модного» должна быть кутюрная одежда, откуда берутся деньги на нее всем плевать, хоть иди и убей, ограбь на дороге. Машину «модному» нужно менять каждые полгода. Главное требование- не рассуждать о политике, а быть как писал С.Минаев расслабленными и показывать всем своим видом что тебе по х…й все. Это можно сказать лозунг. То есть, маленькая копия жизни московской богемы и чиновничества, но со своими особенностями,например, модно выходить замуж за работников силовых структур и всякого рода олигархов местного пошиба, причем не только первой женой но и второй, на худой конец.
Молодежь.
С 2006 года, появилось ощущение что кольцо давления сжимается. Выпускники ВУЗов, даже школ, массово стали выезжать из республики, оставаться здесь было даже чем то вроде дурного тона. Потому что, теперь модно жить в Москве. Правда, они тогда наверное не думали, что Москва превратится в филиал Средней Азии. Выезжающие составляли три категории-1) «модные» 2) отличники и хорошисты не имеющие возможность устроиться на работу в Дагестане из-за высокой коррупции и недостатка рабочих мест, можно сказать «мозг» республики 3) сельские жители, которым попросту было бы нечего есть, если они не поехали на заработки. Была еще одна категория, которую я назвала бы –лучшие люди, это смелые мужчины, не желавшие «целовать ручку» новым руководителям, профессионалы, специалисты- те конечно подались в страны дальнего зарубежья. С их отъездом начался хаос. Первые годы девяностых –содомия, затем после 2000 резкий разворот на 180% — исламизация, радикализация части населения. Самое ужасное что произошло за эти годы – утрата национальной идеи, одни начали копировать образ жизни, одежду арабов, арабских стран, другие- западных стран таких как США, то есть появились крайности, в которых разумному человеку жить стало очень тяжело. Обе категории непримиримы и не хотят слышать друг друга, и как у нас говорят в народе каждый «гонит по-своему» .
За все эти годы у нас выросла молодежь, которой на все наплевать, поколение халявщиков и потребителей. Поколение Iphone-щиков, которые росли в этом хаосе и не желают работать и как то приносить пользу, вообще не имеющих понятия о том, что такое общество. Их очень много, большую часть своего времени они проводят в различных кафе или просто собираются кучками на улице. Причем каждый, формально числится в каком- нибудь резерве в правоохранительных органах, или на любой другой должности по сути ничего не делая. Конечно, есть исключения, как и везде, есть ребята стремящиеся к чему то большему, но к сожалению большая часть из них уезжает, а меньшая уходит в «лес» в котором все амбиции уходят в преступную деятельность.
Семья и Брак.
Создание семьи в Дагестане всегда во все времена было главной целью жизни, и свадьба в Дагестане это что-то вроде культа. У нас есть несколько журналов, тематика которых заключается в различных вариантах устройства свадеб, свадебной атрибутики. Свадебных салонов на каждой улице по десятку. И все работают без перебоя. Есть магазины, в которых продается все что должна иметь каждая невеста в приданом. Сумма приданого уходит за десятки тысяч евро, некоторые родители начинают его собирать с рождения дочери. Кстати стараются брать как можно дороже потому, что приданое осматривается родственниками специально делегированными для этого. Да, да, если кто то думает что 18 век в прошлом, сильно ошибается. Детей стараются повыгоднее устроить. Ни о каком личном выборе речи быть не может. Женихов и невест подбирают родители, стараясь сбросить со своих плеч ребенка неспособного самостоятельно зарабатывать на жизнь. Особенно популярна женитьба за устройство на работу. В последние годы также появилось большое количество молодых людей, готовых жениться хоть сейчас, но не имеющих никакого заработка, и даже желания работать где-либо. Самое интересное когда женятся двое безработных, где содержание семьи берут на себя родители на равных условиях- мы содержим своего сына, а вы свою дочку. Посмотреть со стороны –идиллия. До сих пор живы близкородственные браки, заключающиеся для того, чтобы «богатство не уходило на сторону», которые разваливаются через год-два, потому что парень с горя садится на наркотики, и в итоге, как правило, результатом такой «сделки» выступает разведенная молодая женщина с ребенком. Таких браков тоже очень много. А теперь про разводы, как и браков разводов в республике тоже очень много, женят у нас молодежь рано, содержать семью и нести ответственность они естественно не могут и браки разваливаются, порой через несколько месяцев. Причины не только вышеуказанные, развести могут из-за какого нибудь спального гарнитура, который был обещан после свадьбы и в итоге не куплен……Появились в последние годы многоженцы, как правило чиновники. Откуда берутся все эти вторые, третьи жены? Это те самые разведенные женщины, не имеющие возможность обеспечить себя и своего ребенка, потому, что с безработного бывшего мужа алиментов не возьмешь. Есть семьи, перешагнувшие этот маразм, это внушает оптимизм.
Работа.
Зарплаты в Дагестане у госслужащих составляет от 3700 до 15000 тысяч. Средняя- от 5 до 8 тысяч. Работают в основном у нас те кому 30 и больше, и поверьте работают очень много, как госслужащие, эксплуатируемые начальством, так и работники торговли, предприниматели. Практически с 9 до 21.00. Например, моя подруга –инспектор в прокуратуре, сидит на работе до 8-9 вечера, работая почти все выходные за 10тыс рублей в месяц. А как работают хирурги и анестезиологи-реаниматологи, это вообще «жесть» с ржавыми инструментами, дежуря через сутки, чтобы заработать на более менее достойную жизнь.Я всегда удивлялась, как можно на такие гроши пытаться повторять за чиновничеством с их любовью к роскоши. Но это не мешает работать в трех местах, экономить и все-ж-таки купить сумку или одежду от кутюр. Или телефон за 30 тысяч. Одна из моих пациенток сетовала на то, что ее дочь -студентка просит купить дорогой телефон, из- за того, что без него в ВУЗе «за человека не считают»……Можно сказать, и все остальные так, работают от зари до зари, чтобы соответствовать нелепым негласным установкам общества, чтобы «считали за человека»
Сельский Дагестан.
Селения и районы Дагестана -это отдельный разговор. Там нет даже уровня 18 века. Коммуникаций там нет, бытовые условия ужасные. Работы во многих селениях тоже нет. Я помню врача-интерна который рассказывал, что все их село пьет водку, и почти все алкоголики, когда я спросила почему? Он ответил- «а что там еще делать? У нас нет ничего. Нет работы, нет кинотеатров, нет клубов, ничего нет». В поисках заработка сельская молодежь наводняет столицу, и соседние с Дагестаном российские города. У нас очень много ВУЗов, и большая часть сельской молодежи старается поступать на экономический или юридический факультеты- «престижные» факультеты в понимании сельских, да и городских жителей. Вся эта армия юристов- экономистов в итоге остается без работы, либо уходит в торговлю, часть уходит в терроризм. Причем все эти юристы понятия не имеют никакого даже о своих собственных правах. Есть районы выживающие на сельском хозяйстве, но опять же с трудом, в нашей то коррумпированной, я скажу, уже всей стране.
Правоохранительные органы.
Почему я выделила их? Потому что именно их отстреливает «лес». Это так сказать «козлы отпущения». Мне их жальче всех, жальче безработных, пьющих и ушедших в терроризм. Устроиться на работу у нас очень сложно, а порой некуда, такие люди идут в милицию, сейчас уже полицию, и в ОМОН. Семью кормить надо, и вот каждый день рискуя жизнью наши правоохранительные органы работают. Работать в полную силу им конечно же никто не дает, половина расследованных дел в суде оправдывается, или попросту не доводится до суда. У многих следователей просто опускаются руки, а работать они умеют, разреши им «сверху» они в неделю раскроют самые сложные и запутанные дела.
О нынешнем главе республики.
Я всегда считала, что нынешний руководитель не справляется со своими обязанностями и его нужно менять, но после побоищ на Пушкинской, наш президент представляется мне оплотом демократии. При всех его недостатках. У нас недавно был несанкционированный митинг, пришли несколько тысяч человек, орали, требовали прекратить произвол, никого пальцем не тронули. Все мирно разошлись сами. Вот такие чудеса случаются в Дагестане. Поэтому приходится признать, что президент не совсем уж плох, из двух зол выбираю меньшее…
Как мы отдыхаем.
Никак. У нас невозможно отдыхать, да и негде. В ресторан придешь- там пьяное быдло со своими любовницами, кучи ищущих спонсоров, отчаявшихся женщин, да и вообще попадешь под обстрел, потому, что места где употребляют спиртное находятся под прицелом «лесных» .В такой обстановочке плакать хочется, а не отдыхать. Все кафе после 19.00 уже закрыты, так что если работаешь до семи иди насиловать себя в ресторан, или домой. Лучше домой, поверьте. Раньше ездили весной на маевки, сейчас везде «лесные», тоже нельзя. Нарвешься. Есть концерты, эстрада такая, что опять же хочется плакать. Слушать можно только фольклор, национальные песни. Если это переделанные песенки российских, арабских, турецких исполнителей, то просто закрой уши и беги. Моден шансон, зековские песенки, во всех ресторанах они, даже на свадьбах иногда их поют. В отдых входит также посещения свадеб, которые в несметном количестве празднуются в Дагестане. Кстати, у нас так много банкетных залов, это один из самых прибыльных бизнесов, и всегда они забиты на месяц вперед.В советское время свадьбы играли по три дня, прямо дома, все было по простому, сейчас все помпезно, тратится на свадьбу не более 4 часов, причем все приглашенные приносят деньги и записываются в особенный журнал, кто сколько принес. Я например, никуда уже не хожу. Устала от лицемерия окружающих. Есть три хороших места в городе- кинотеатры, где можно на какое то время хотя бы забыть обо всем.
Вот это все, что я хотела сказать, меня уже полили грязью наше ТВ, считая что моя цель- очернить Кавказ. Но это не так. У нас ТВ, как и в Москве давно лежит под властью, и им не нужно, чтобы весь этот беспредел и убожество выносилось на всеобщее обсуждение, ведь главное выглядеть со стороны- хорошими, честными, умными, успешными, только выглядеть, а не быть таковыми. Всех блоггеров, пишуших правду, охаивают с пеной у рта, но поверьте, именно мы и болеем душой за свою Родину. Именно нам, больно и тяжело смотреть на то, как народ разъединяется, продается, и мы кричим об этом везде, пытаясь сдержать их хотя бы тем, что пролив свет на правду, им станет стыдно, и они доказывая, что мы не правы, хоть чуточку изменятся в лучшую сторону.