Состояние родных языков в Дагестане

По оценкам ЮНЕСКО, половина из примерно 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей. В беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» заведующий отделом грамматических исследований Института языка, литературы и искусства (ИЯЛИ) ДНЦ РАН Магомед Магомедов рассказал о состоянии родных языков в Дагестане сегодня.

– Магомед Абдулкадирович, как, по-вашему, можно охарактеризовать состояние родных языков в Дагестане сегодня?

– Состояние родных языков в Дагестане следует охарактеризовать как сложное. На них оказывают воздействие рост социальной престижности русского языка и естественное желание билингвов, чтобы их родной язык вполне соответствовал уровню их духовного развития. При этом подобная адекватность недостижима. С одной стороны, звучат бесконечные призывы к изучению родного языка горожанами, не знающими его, с другой – реальная невозможность создать даже минимальные экстралингвистические условия, которые бы стимулировали желание или необходимость знать его. Забвение родного языка, как справедливо считают специалисты, озабоченные состоянием экологии языков малочисленных дагестанских народов, ведёт к отходу от культуры и традиций своих предков, к эрозии генофонда этноса. В то же время подобная критика не учитывает объективных обстоятельств утраты индивидом, семьёй или целой диаспорой своего родного языка.

Среди причин, драматизирующих языковую ситуацию, немало и субъективных. Например, из-за обманчивой самоуспокоенности руководящих органов образования, принимавших достигнутый когда-то хороший уровень изучения русского языка в школах республики как навсегда стабилизировавшееся положение, не нуждающееся в специальной поддержке, заметно ухудшилась успеваемость по русскому языку и, как следствие, по остальным предметам: русский язык в дагестанской национальной школе не только учебный предмет, но и основа всего образовательного процесса.

– Какие проблемы существуют в преподавании родных языков? Хватает ли учебников, методических материалов и издаются ли новые?www.islamdag.ru

– В Дагестане вызывает серьёзную тревогу положение, когда существуют десятки школ, в которых родной язык и родная литература вовсе не преподаются. Можно представить себе отношение к родным языкам и родным литературам в городских и поселковых школах со смешанным национальным контингентом учащихся. Разумеется, здесь существенно сказывается роль урбанизационных и миграционных процессов. Однако трудности существуют не для того, чтобы их констатировать и пасовать перед ними, а чтобы их преодолевать, находить пути их разрешения.

Нужно сказать, что пагубную роль в данном случае сыграл придуманный неизвестно кем принцип добровольности применительно к изучению родного слова с сомнительными ссылками на «родительские пожелания». По существу, введённый и действующий в стране закон о всеобщем обязательном среднем образовании оказался вдруг совершенно не обязателен в такой важной и принципиальной части национальной политики, как преподавание родного языка в национальной школе. Учебников и методических материалов катастрофически не хватает, новые издаются редко и малыми тиражами.

– Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать для сохранения и развития родных языков, их популяризации?

– Создать приемлемые и достаточно результативные условия для приобщения подрастающего поколения к родным языкам и тем самым в значительной степени ослабить процесс языковой ассимиляции.

Во всех городских школах (с учётом положительного опыта некоторых школ) открыть классы по обучению родному языку и литературе, и предмет родного языка и литературы сделать обычным основным предметом и обязательным для всех детей данной национальности.

Принять «Закон о языках Дагестана», который будет соответствовать федеральным законам «О языках народов Российской Федерации» и «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», а также Европейской Хартии о региональных языках и языках меньшинств.

При этом учесть уникальность этнического состава населения Республики Дагестан и то, что языки народов Дагестана являются согласно Конституции республики их национальным достоянием, важнейшим элементом культуры, национального и гражданского самосознания дагестанцев. Создание условий для сохранения самобытного развития и использования дагестанских языков, обеспечения гарантий и защиты прав народов и граждан на свой родной язык. 

Источник: http://www.islamdag.ru/analitika/9438

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *