5 февраля в Москве на 76-м году жизни скончался Манашир Якубов, один из самых авторитетных российских музыковедов, автор более тысячи публикаций, вышедших на 20 языках мира.
Манашир Якубов — лауреат Государственной премии РД имени Гамзата Цадасы, Заслуженный деятель искусств Дагестана, кандидат искусствоведения, главный редактор издательства «DSCH» и председатель правления «Общества Дмитрия Шостаковича», самым активным образом работал в Фонде помощи молодым музыкантам России Мстислава Ростроповича…
«Известия» называли его «душеприказчиком Шостаковича», но его с полным правом можно назвать и душеприказчиком всей дагестанской профессиональной музыки. Одним из последних значительных трудов Якубова стала книга о Готфриде Гасанове. А сколько всего он сделал для Дагестана, сейчас просто невозможно перечислить, — не хватит газетного номера.
С 1976 по 1985 год он ездил по аварским, табасаранским, лакским селам, искал инструменты, искал мастеров, разговаривал с ними с помощью переводчиков, фотографировал. Результатом исследований стал «Атлас музыкальных инструментов народов Дагестана». Его прочел Мстислав Ростропович и написал: «Когда Манашир Якубов начинал изучение дагестанских инструментов, их было известно менее двадцати, а у него в книге их более шестидесяти».
Прежде чем рассказывать о том, чем Манашир Якубов занимался после окончания махачкалинского музучилища, а потом и Московской консерватории, необходимо отметить, что нечеловечески огромный груз собственных заслуг и такой же объем каждодневной работы ни на секунду не задавил в нем интереса к жизни и живому общению. Это был такой невероятно большой и красивый человек — умный, интеллигентный, искренний в симпатиях и антипатиях, любопытный и жадный до жизни и ее проявлений.
И ничто не могло помешать ему интересоваться другими людьми и тем, что они делают. Восхищаться другими людьми и их творчеством. Заботиться о людях, беспокоиться о них и участвовать в их судьбах. Хотя непонятно, откуда у него бралось на это время. Он всегда работал. Всегда. Только краткий список работ занимает девять страниц мелким шрифтом: 34 тома (!) «Нового собрания сочинений» Дмитрия Шостаковича, книги о Готфриде Гасанове и Сергее Агабабове, Наби Дагирове и Мураде Кажлаеве, Ширвани Чалаеве, Сейфуле Керимове, Казбеке Шамасове, работы по русской музыке XIX—XX вв., исследования по этно-музыкологии и музыкальной археологии и неизданная книга о Танхо Израилове, сотни докладов и статей, предисловий и интервью, диалоги с Ростроповичем…
Цитата из «Известий»: «Манашир Якубов потребовал от себя невозможного — издать полное научное собрание сочинений Шостаковича в 150 томах. Путь Якубова прервался ближе к началу, чем к концу грандиозной эпопеи, — на 34-м томе. Но и то, что сделано, возвышается на пересеченной местности российского музыковедения последних 20 лет как самое амбициозное и воодушевляющее начинание». То, что Якубов сделал в дагестанском музыковедении, нельзя назвать ни начинанием, ни достижением. Просто он и есть — дагестанское музыковедение.
Еще в начале зимы в ответ на вопрос о здоровье он написал так: «Я все еще могу работать, и мне интересно жить». И почему-то кажется, что это самое главное о нем, как о человеке. А еще он говорил: «Я абсолютно непотопляем». Просто констатировал. И теперь еще яснее, что Манашир Якубов — это такая глыба, которую не то что потопить, но даже масштаб ее оценить — не каждый сможет.
Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=6395