Языком бронзы и гранита

Юбилейная выставка народного художника России, Дагестана, скульптура Гейбата Гейбатова (на снимке) , открывшаяся в ДМИИ им. П.С.Гамзатовой, помогает зрителю раскрыть различные грани таланта, показать вехи творческого пути известного мастера. Это важный этап большого пути, пройденный большим художником, — первая его персональная выставка.

Гейбат Нурахмедович Гейбатов — народный художник Дагестана и России, дважды лауреат республиканских премий (им. Г.Цадасы и Халил-бека Мусаясула), Государственной премии РД и т.д. Главное, быть может, для самого художника — это повод оглянуться и не только осмыслить пройденное, но и наметить реализацию новых задумок в творчестве.

В концепции выставки была попытка максимально отразить все скульптурные жанры и виды, в которых работал Г.Гейбатов: станковые произведения, то есть работы, уже в основе своей предназначенные для экспонирования, произведения малой пластики, эскизные разработки и запечатленные на фотоматериалах, памятники и монументы, созданные в разные годы, украшающие села и города нашей республики, запечатлевшие героев Гражданской войны, героев ВОВ, известных общественных и культурных деятелей Дагестана. Среди них памятник дагестанским революционерам (1980 г.) в Махачкале, памятники народному поэту С.-Стальскому, Герою Советского Союза, летчику-испытателю Аметхану Султану (2001 г.), Герою России Магомеду Омарову (2008 г.) и др.

Гейбат Гейбатов родился в лезгинском селе Микрах Докузпаринского района.

С детства испытывал тягу к лепке. По окончании школы он поступает в Азербайджанское художественное училище им. Азим–заде, которое с отличием заканчивает в 1956 году. Вернувшись в Дагестан, молодой Гейбатов активно вливается в художественную жизнь республики, преподает в г. Каспийске, сближается с дагестанскими художниками, особенно тесно общается с корифеем национальной скульптуры Х.Б. Аскар-Сарыджой, по совету которого в 1958 году поступает в Ленинградскую академию художеств им. И.Репина.

Классическая основа системы обучения в академии, занятия у маститых педагогов, в частности, у профессора Михаила Керзина способствовали развитию у дагестанского скульптора крепких профессиональных навыков, в чем нетрудно убедиться, глядя на его ранние, выполненные еще в студенческую пору гранитные барельефные памятники знаменитым хирургам Н.Пирогову и А. Вишневскому (1960 г.), чьи судьбы оказались тесно переплетенными с Дагестаном. Памятники эти и сейчас стоят во дворе Центральной республиканской больницы столицы Дагестана.

Нынешнюю юбилейную выставку составляют работы, часть из которых является музейными экспонатами. Прежде всего следует отметить тонкие по своей психологической характеристике портреты поэтов Расула Гамзатова, Тагира Хрюгского, скульптора Х.Б. Аскар-Сарыджи; пластику малых форм — динамичную трехфигурную «Лезгинку», фигуру «Горец», образ горца шамилевской эпохи, преисполненного чувства собственного достоинства, в создании которого скульптор отталкивался от образа легендарного Хаджи-Мурата, композиционную скульптуру – «Проводы в школу», «Чабан – хозяин гор».

Кроме того, автор существенно дополнил музейную экспозицию работами из его мастерской. Это портреты драматурга и режиссера Г.Рустамова (1995 г., гипс) депутата Верховного Совета ДАССР М. Багишевой (1969 г., гипс), американского пианиста Вана Клиберна (1964 г., гипс), к слову говоря, созданный под впечатлением его исполнения концерта П.Чайковского, увиденного Г.Гейбатовым по телевидению, эскизы к различным памятникам: Расулу Гамзатову (2005 г.), Омарла Батыраю (2000 г.), к монументу «Ополченцы» (2000 г.) и др., а также скульптура малой формы, привлекающая своей цельностью, одухотворенностью, — бронзовая композиция «Думы горца», в создании которой Гейбатов обратился к образу своего отца.

Композиция «Проводы в школу» (1950-е годы, гипс) — важный компонент нынешней юбилейной выставки. Экспонировалась она впервые на выставке дагестанских художников в Москве в 1960 году, организованной в ходе Декады дагестанской литературы и искусства, получившей большой резонанс у публики и в прессе. Скульптура изображает заботливо склонившуюся к сыну молодую мать, отправляющую его в школу, она проникнута особой душевностью и теплотой в передаче материнской любви.

Созерцая внушительную галерею созданных Г.Гейбатовым образов, видно, как важно для скульптора выразить в каждом герое его неповторимую индивидуальность, самую сущность натуры — будь то выдающийся поэт, известная историческая личность и общественный деятель либо обычный труженик, живущий своими заботами и мечтами. Большинство портретов созданы Г.Гейбатовым с натуры, потому их отличают свежий взгляд и непосредственность впечатления.

Большой жизненной убедительностью, остротой видения отмечены образы отца художника, поэтов Тагира Хрюгского (1958 г., бр., ДМИИ), Расула Гамзатова (1969 г., бр., ДМИИ), скульптора, духовного учителя Гейбатова — Х.Б.Аскар-Сарыджи (конец 1970-х, бр., ДМИИ), художника З. Рабаданова (1987 г., алюм., ДМИИ) и др.

Зачастую в работе бывало нелегко, как, например, в случае с портретом Р.Гамзатова, не сидевшего на одном месте, а ходившего, по словам Гейбатова, взад — вперед по комнате. Но скульптор смог уловить и передать сложное состояние погруженности поэта в свой внутренний мир, большое напряжение мысли поэта, занятого в тот момент правкой сигнального экземпляра своего 2-томника собрания произведений. Два-три сеанса работал молодой скульптор над портретом Тагира Хрюгского, известного лезгинского поэта, которого он лепил в пластилине в конце 1950-х в бедно обставленной комнате, выделенной ему как депутату Верховного Совета республики. На выставке представлен его бронзовый вариант. Для создания же прекрасного, одухотворенного образа отца Г.Гейбатову понадобился всего лишь один сеанс.

Сегодня Гейбат Гейбатов, как никогда, полон новых задумок, активно трудится над своими творческими проектами. Недавно завершил работу над созданием памятника генералу армии Михаилу Лезгинцеву (Магомеду Гусейнову), крупному реформатору армии в 1920-е годы, инициатору создания многих военных учебных заведений в стране.

Г.Гейбатов более 15 лет преподает, является профессором кафедры изобразительного искусства художественно-графического факультета Дагпедуниверситета. Главными принципами своего преподавания скульптор считает привитие студентам навыков самостоятельной каждодневной работы, постижения всего лучшего в искусстве.

«Молодому художнику необходимо не только постоянно искать, формировать свой почерк, индивидуальную манеру, но и не менее важно осмысливать основу искусства, свои жизненные приоритеты», — говорит Гейбат Нурахмедович.
 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=21955

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *