Ид аль-Адха, или Курбан-Байрам, — самый большой праздник мусульман, благословенное время радостного утверждения в вере, освобождения души от неправедных намерений, счастливое время обретения искренности. Аллагь Всевышний наделил этот праздничный день высоким служением: Курбан-Байрам отмечен обрядом заклания жертвенного животного. Да благословит Аллагь ваше служение и усердие на Его пути! Да примет Аллагь ваши пожертвования, очистив их от всех недостатков. Да сделает Он ваши Курбаны транспортом для перевозки вас в Судный день через мост Сират в Рай! Амин.
Во всем исламском мире отмечается этот праздник, Ид-аль-Адха, как самый значимый в Исламе. Чтобы понять его истинное значение и величие нужно еще раз обратиться в прошлое, и, может быть, мы сможем в полной мере осознать всю значимость и подлинный смысл жертвоприношения, который часто теряется за внешней обрядовостью. И перед нами предстанет во всей своей красе картина торжества духа, покорности и преданности Богу.
Ид аль-Адха или Курбан-Байрам — это самый большой Праздник мусульман, благословенное время радостного утверждения в вере, освобождения души от неправедных намерений и обретения искренности.
Аллагь Всевышний наделил этот праздничный день высоким служением. Курбан-Байрам отмечен обрядом заклания жертвенного животного. Традиция жертвоприношения ради Единого Создателя уходит своими корнями в далекое прошлое: многие поколения верующих в поклонении Всевышнему исполняли эту священную заповедь. А начало многовековой традиции было положено благословенным Ибрагьимом, мир Ему (Авраам — в русской традиции), великим Пророком и Посланником Всевышнего Аллагьа.
По высказыванию одного из сподвижников Пророка МухIаммада, салляллагьу гIалайгьи ва саллям (О Аллагь, даруй больше величия и почетности Пророку МухIаммаду и сохрани Его общину), Абу Хурейры Ибрагьим, мир Ему, является одним из пяти великих Божьих Пророков (среди них названы также Пророки МухIаммад, Муса (Моисей), Иса (Иисус) и Нух (Ной), мир Им).
Священный Кор’ан повествует об истории, произошедшей с Пророком Ибрагьимом (Сура 6 "Аль-Ан’ам", аят 76), из которой мы узнаем об остром уме Пророка, его стойкости и храбрости в противостоянии язычникам, о независимости и непоколебимости его веры и воли, чистых от любых проявлений неверия.
Аллагь сказал в Кор’ане, что Он даровал Своему одному из любимейших Пророков — великому Ибрагьиму, мир Ему, прямой путь (Сура 21 "Аль-Анбия", аят 51), и что Ибрагьим не был из числа многобожников (Сура 2 "Аль-Бакара", аят 135).
Ибрагьим (мир ему) — один из наиболее великих посланников Аллагьа. Его наставления не возымели действия на соплеменников, которые были идолопоклонниками и притесняли его, и он был вынужден покинуть родные края. После продолжительных странствий Ибрагьим (мир ему) осел в Палестине.
Долгое время Всевышний не давал ему возможности познать радость отцовства, и только в преклонном возрасте Пророк был наделен сыном. Ибрагьим (мир ему) назвал сына Исмаилом.
Естественно, ребенок, родившийся после стольких лет ожидания, занял большое место в сердце родителя. И здесь, желая испытать искренность и покорность своего любимого Пророка, Создатель повелевает ему принести в жертву с закланием своего единственного сына. Поистине, это — величайшее испытание для любящего отца, но любовь к Творцу и смирение пред Ним — превыше всего! Поэтому, Ибрагьим (мир ему) незамедлительно стал готовиться к жертвоприношению.
Также безропотно и без малейшего колебания покорился воле Всевышнего и сын Ибрагьима (мир ему) Исмаил. Разговор отца и сына, являющийся примером абсолютной покорности своему Господу и образцом для верующих на все времена, засвидетельствован словами Всевышнего в Коране:
"Отец сказал: "Мой сын, я вижу сон, что жертвенным убоем тебя я Богу приношу. Что думаешь об этом ты".
И сын сказал: "О, мой отец! Ты делай то, что велено тебе. И ты найдешь, что я — коли угодно Богу, — найду в себе смирение и твердость".
Поведение Ибрагьима и Исмаила является свидетельством торжества духа над материей, победы любви к Богу над всякими земными чувствами.
И сам термин "мусульманин" ("предавшийся", "покорившийся") впервые применил Ибрагьим, назвав себя "предавшимся". А слово "Ислам" является производным от слова "асляма" ("предаваться", "покоряться"), т.е. быть мусульманином означает быть полностью покорным Создателю.
Ибрагьим полностью покорный воле Аллагьа поверг своего сына на землю и поднес нож. Но Всевышнему не нужна была кровь Исмаила и был явлен ангел, возвестивший о том, что Ибрагьим выдержал испытание Господне и сын его выкуплен за райского агнца.
Вот как это описано в Коране:
"Когда же оба предались Господней воле, и сына чело отец уже поверг, воззвали Мы: О, Ибрагьим! Ты оправдал уже видение свое!" Мы так вознаграждаем добротворцем. Сие — поистине (Господне) испытание и искупили (сына) Мы его великой жертвой".
Ибрагьим принес агнца на заклание, что и легло в основу традиции верующих совершать жертвоприношение, отмечая это великое событие в истории человечества. Жертвоприношение является символом искренности и преданности Богу проявленным пророком и Его сыном.
Всевышний Аллагь говорит в Коране:
"Ведь ни их кровь, ни мясо их к Аллагьу не восходит — лишь ваше благочестие возносится к нему".
Праздник жертвоприношения, Ид аль-Адха, приходится на 10-й день лунного месяца Зуль-Хиджа и совпадает с окончанием хаджа, ежегодного всемирного собрания мусульман.
После восхода солнца принято вслух возвеличивать Создателя словами "Аллагьу Акбар" на протяжении всего праздника, длящегося три дня, именуемые "Айяму — ат-Ташрик". Возвеличивание начинается в мечетях, а затем выливается на улицы. Во времена правления второго халифа Умара бен аль Хаттаба, рынки Медины сотрясались от громкого "Аллагьу Акбар", возглашаемого мусульманами. Эти возвеличивания придают празднику особую духовную атмосферу, выражают радость верующих и их благодарность Богу за указанный прямой путь.
"…Он подчинил вам жертвенных животных, лишь для того, чтоб величали вы Аллагьа за то, что путь прямой вам указал. А ты, (О МухIаммад!) обрадуй вестию благою всех добротворящих".
Как и любая другая форма поклонения в исламе, праздник жертвоприношения имеет огромное социальное значение.
Праздник является очень важным объединяющим мусульман фактором, ведь желательно, по примеру пророка МухIаммада, мир ему и благословение Аллагьа, совершать его в одном месте всеми жителями населенного пункта. При Пророке, мир ему и благословение Аллагьа, на период совершения праздничной молитвы город буквально вымирал.
Нет более величественной картины, чем вид многих мусульман: богатых и бедных, правителей и поданных, руководителей и подчиненных, белых и черных, старых и молодых, подобных единому телу, сердцем которого является вера в единого Аллагьа. Никогда не достигало человечество подобного проявления истинного равенства всех членов общества, независимо от их социального статуса, которое наглядно проявляется в совершении праздничной молитвы.
Мясо жертвенных животных раздается родственникам, соседям, неимущим и нуждающимся. Ведь праздник не только для богатых, но и для бедных мусульман.
Т.о., еще раз проявляется универсализм Ислама, предназначенного для гармонизации жизни общества, где бедные не чувствуют себя брошенными и покинутыми, где богатый помогает своему нуждающемуся брату по вере, Общества людей, сердца которых скреплены и братскими узами и верой в Создателя.
Ведь сказал пророк МухIаммад, мир ему и благословение Аллагьа: "И не уверует из вас никто, пока не пожелает брату своему того же, чего желает самому себе".
В течение праздника мусульмане радуются и веселятся. Ведь истинная радость приходит только с радостью веры, души и сердца, испытываемой каждым искренне верующим.
А что же может обеспечить наслаждение души и сердца, кроме ощущения того, что ты на прямо стезе своего Господа, а значит, жизнь обретает свой смысл, и человек обретает счастье в жизни будущей. А жизнь будущая лучше — ведь она вечна.