Гордыня — причина неверия

Задумывались ли вы, почему очень часто замечание, которое делают кому-либо из нас, вызывает недовольство и раздражение против сделавшего это замечание? Мы часто повторяем хадисы, основная мысль которых сводится к тому, что мусульманин должен мягко и тактично помогать своему брату, наставлять и направлять его в различных ситуациях на прямой путь.

 И мы указываем на ошибки, подправляем и корректируем чужие действия. А что касается нас самих, то почему-то мы редко принимаем чужие замечания с должной благодарностью и вниманием. Как часто можно услышать возмущение тех, кто получил от кого-то замечание! И в основном эта реакция, к сожалению, весьма распространена среди как наших братьев, так и сестер по вере. "Обиженный" в первую очередь старается тут же вспомнить и перечислить все недостатки и промахи "обидчика", и обычно это перечисление заканчивается фразой типа: "И он (она) еще делает мне замечания!"
Где же все-таки та грань, переступив которую, мы от элементарного человеческого достоинства незаметно переходим к гордыне, непроницаемым щитом отгораживающей нас от окружающих, и к тщеславию — одному из самых успешных орудий врага человеческого? Что плохого, спросите вы, в том, что человек "знает себе цену"? А не гордыня ли заводит человека прямо в ад? И не тщеславие ли и гордая уверенность в своем превосходстве приводят к тому, что кто-то вдруг лично от себя решает за других, чего они хотят, и принимает роковые — зачастую не только для нескольких человек, но и для целых народов — решения?
Абу Дауд и ибн Маджа приводят хадис:
"По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллагь благосклонен к нему), который передал слова посланника Аллагьа (да благословит его Аллагь и приветствует) о том, что Аллагь Всевышний сказал:
"Гордое (достоинство) — Мое покрытие, (великодушное) Величие — Мое одеяние; и того, кто посмеет состязаться со Мной в степени обладания этими двумя качествами, Я брошу в Ад".
Выходит, что человек, уверенный в своей непогрешимости и в превосходстве над другими, претендует как минимум на то, чтобы приписать себе одно из качеств, присущих только нашему Создателю, и уже за это в первую очередь понесет наказание, не говоря уже о том, что превозносится и ставит себя незаслуженно выше других . Совершенным может быть только Аллагь. Вот почему даже праведные пророки принимали с покорностью и благодарностью советы своих соплеменников.
Разве кто-то из нас посмеет утверждать, что он совершенен и не нуждается в советах и наставлениях? Давайте обратимся к лучшему примеру, который мы можем привести, — к жизни нашего пророка МухIаммада (да благословит его Аллагь и приветствует). Вот образец того, как мусульманин должен относиться к наставлениям:
"Он нахмурился и отвернулся, потому что к нему пришел слепой. Откуда тебе знать: он, может быть, желает очиститься (от грехов) или примет наставление, и наставление это принесет ему пользу! А вот того, кто богат, — ты принимаешь приветливо, тогда как не от тебя зависит, если он не сделается чистым". (Сура 80. "Он нахмурился") .
Подобное наставление Аллагьа, ниспосланное с конкретным случаем, является очень важным и актуальным.
Под влиянием этого наставления и порицания душа посланника Аллагьа (да благословит его Аллагь и приветствует) пережила мощный эмоциональный подъем, с силой и горячностью отреагировала на него. Первое, что предпринял посланник (да благословит его Аллагь и приветствует), — он обнародовал ниспосланное ему наставление и порицание в связи с описанным выше случаем. Поистине это был великий поступок, на который никто не смог бы решиться, кроме посланника. Для любого другого человека было бы правильно хотя бы с благодарностью принять совет и постараться в дальнейшем не допускать ничего подобного, а не холить и лелеять, как это часто случается, в своем сердце обиду на того, кто сделал такое наставление.
Мы просим Аллагьа, чтобы Он укрепил веру в наших сердцах и очистил нас от грехов, которые радуют шайтана. Ведь именно гордыня была виной тому, что Иблис ослушался Аллагьа и лишился Его благосклонности. Именно благодаря этому греху многие из людей отвергают Волю Господа и отказываются от поклонения Ему, приписывая все достижения в своей жизни лишь своему уму и стараниям. ИншаАллагь, пусть наши поступки и намерения будут угодны Аллагьу и служат достойным примером для окружающих нас людей, принося лишь пользу в деле распространения слов Всевышнего.
Танзиля АНТИПО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *