Неустанная работа Даггосфилармонии по музыкальному просвещению и привлечению к классической музыке обывателей не замыкается на организации концертов с участием дагестанских артистов. Важное место в ней отводится и именитым гостям из разных регионов нашей страны, приглашаемым в Махачкалу. На этот раз столицу республики посетил коллектив из Ростова-на-Дону «Дроган-квартет».
Ростовский квартет несколько лет подряд радует слушателей своей игрой и вариациями — сопоставлениями современной и классической струнной музыки. Он ведёт активную концертную деятельность, участвовал во Всероссийском фестивале камерных ансамблей, фестивале современной музыки, «Бархатных сезонах», фестивале А. Хачатуряна, Пасхальных вечерах, Ростовских премьерах, фестивалях И. Брамса и к 100-летию со дня рождения Д. Шостаковича. В разных составах артисты гастролировали в Швейцарии, Италии, Испании, Германии, Франции, Украине, Москве, С.-Петербурге, Сочи, других городах России.
Репертуар «Дроган-квартета» разнообразен и разнопланов, они играют произведения Генделя, Шнитке, Рахманинова, Бородина, Крейслера, Баха и других. Особое место в их творчестве занимают новаторские композиции современных авторов.
Уникальный музыкальный квартет ставит перед собой цель разрушить стереотип, что классическая музыка — это скучно. И это ростовчанам удается. Махачкалинцы с интересом слушали серьезные, сложные произведения в виртуозном исполнении Владимира Дрогана (1-я скрипка), Тамары Макеевой (2-я скрипка), Мирославы Нимиря (альт) и Ирины Синельниковой (виолончель). Все участники квартета — лауреаты международных конкурсов и фестивалей.
«Дроган-квартет» — коллектив, играющий большей частью современные произведения. Но в этот вечер музыканты отошли от привычного для себя репертуара, включив произведения, написанные в XVIII, XIX, XX веках. Музыка разных времен и народов — от Гайдна и Баха до Прокофьева и Рахманинова — звучала контрастно и одновременно органично.
Колебания, издаваемые музыкальными инструментами, перерождались в визуальные образы в воображении слушателей.
Пожалуй, абсолютное большинство великих композиторов разных времён обращалось к жанру квартета. И зачастую самые яркие произведения сочинялись именно для состава из четырёх струнных инструментов. Гастрольный квартет «Дроган-квартета» включил в себя самые интересные сочинения для струнной четверки.
Открыла концерт «Пассакалия» Генделя — размеренный танцевальный мотив с нотками веселья, словно отголосок старинных балов, где красавицы-барышни в пышных нарядах делали реверансы и старались попасть своими па в такт музыке.
Центральным произведением в концертной программе коллектива Владимира Дрогана стал Квартет №3 Альфреда Шнитке. Главная идея его — карнавал музыкальных цитат, знаменующий новый период в творчестве композитора. В музыке Шнитке нашли отражение все катаклизмы, потрясшие искусство XX века. Это произведение включает в себя отрывки из композиций разных авторов, олицетворяющих собой разные временные промежутки и направления в классическом искусстве. Таким образом Шнитке пытается решить главную проблему своего времени — отсутствие новых тем для сочинения музыки. В тот период, когда автор создавал свой квартет, казалось, придумать что-то оригинальное уже невозможно, но композитор находит выход в философском музицировании на давно знакомые мотивы.
В. Дроган подготовил со своим коллективом также два пробных квартета из произведений Рахманинова. Несмотря на то, что учитель композитора в свое время посоветовал Рахманинову больше никогда не писать квартетов, его сохранившиеся незаконченные произведения нельзя считать неудачными. В его первом изящном и красочном сочинении для квартета явно чувствуется влияние музыки Чайковского.
Вечер в компании «Дроган-квартета» запомнится махачкалинцам надолго. Сладкоголосые скрипки, альт и виолончель превратили на несколько часов жизнь всего зала в увлекательное путешествие по дивной стране струнной музыки.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=19834