Уж с чем, чем, а с мнением лидера российских иудеев Берл Лазаром, считающим ложной идею о том, что политика мультикультурности в Европе потерпела фиаско, я согласен на сто процентов. Вопреки мнениям канцлера Германии Ангелы Меркель, Президента Франции Николя Саркози и премьера Великобритании Дэвида Кэмерона, он, Лазар, заявил, что политика мультикультуризма – это, что называется, «наше всё». Ну разве не так?
Раввин, конечно же, больше говорил о Европе и мире в целом, где сегодня масса накопившихся проблем, вызванных массовой миграцией и столкновением различных культур и традиций. Но где их, этих проблем, нет. И зачем сразу кричать о крахе? Дело тут, похоже, в другом, в духовном кризисе европейцев, не готовых и не желающих идти вперед со временем, меняя привычные устои своей жизни.
У нас, к примеру, на Кавказе с мультикуль…, по-нашему «культур-мультурой», все нормально. Конечно, взаимных претензий хватает, но ведь уживается на крохотной территории Дагестана более 30 национальностей. И друг друга по поводу национальных особенностей в готовке хинкала, слава Богу, не бьют. Не бьют по национальному признаку и в Лондоне, и в Париже — попросту старушка-Европа не желает, размяв кости и попрощавшись с конформизмом, принять нахлынувшую вместе с иммигрантами реальность относительно устоявшихся здесь ценностей.
А что вообще подразумевает понятие мультикультурализм? Разберем термин по деталям. Вот что по этому поводу говорит всезнающая электронная Википедия. Мультикультурализм – это политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий и обосновывающая такую политику — теория или идеология. Мультикультурализм в данном случае противопоставляется концепции слияния всех культур в одну, к примеру, как в США, где традиционно провозглашается концепция «плавильного котла».
Ого, вон оно как! Выходит, Европа в порыве интеграционных процессов поддается-таки американизму, предавая фундаментальные основы некогда зародившейся здесь демократии. Ведь важной особенностью мультикультурализма является соблюдение всех свобод и прав за коллективными субъектами — этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку, то есть жить так, как им велит совесть.
И что из этого следует? Если не подменять понятий, объявляя крах мультикультурализма, лидеры ведущих европейских стран просто-напросто констатируют наличие у них двойных стандартов. Это своего рода снобизм и высокомерие. Мультикультурализм — один из аспектов толерантности, так превозносимой европейцами, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Альтернатива иному ходу развития, пожалуй, только национализм, расизм и нацизм, обособление и закрытость общества. И как все это совместить с идеей открытости и декларируемыми свободами Евросоюза?
Не нравятся французам «закрытые» женщины, оно и понятно. Культура иная, дефиле туманит взор? Хорошо! Так зачем же насаждать свою наготу другим, не европейцам, ведь не случайно говорят, «что русскому хорошо, немцу – смерть». Так почему толерантность по отношению к гомосексуалистам в Европе не распространяется на права людей с иными убеждениями, иной, здоровой ориентацией? Может, дело в элементарных пороках, в которых завязли европейцы? Разве так абсолютна истина, что ходить неглиже прогрессивней скромности и целомудрия? Не лучше ль европейцам самим поучиться, к слову, у тех же сирийцев веротерпимости, в стране, где удивительным образом средневековье уживается с современностью, а древнехристианские общины с мусульманами? Зачем насаждать там демократию, тем более, потерпевшую со слов их же лидеров, крах мультикультурализма?
Столь, казалось бы, отвлеченная и отдаленная от Дагестана тема в нашем глобальном мире тем не менее не может обойти стороной и нас. Экспансию массовой культуры, конечно, не остановить, но чтобы сохранить себя, мы, носители пусть малой, но самобытной этничности, должны защищаться. У нас с этим разнообразием просто курьезы случаются. Ну где еще, скажите на милость, на столь малой территории есть столько национальных театров или тех же газет? На юге у нас на коврах чаи распивают, на севере кумыс подают, а в горах языков, самобытных обычаев, традиций просто не счесть. На днях вон по ТВ передача о генухцах была. Удивительное дело: малое село имеет свой язык, письменность, обычаи, традиции, праздники… Разве это не пример зрелого мультикультурализма? Не пример толерантности и веротерпимости? Свидетельство тому и наша многовековая история, в которой неурядицы времени нынешнего — лишь досадное временное недоразумение, привнесенное из недр «плавильного котла» глобализации.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=19871