Когда театральный праздник, отшумев, оставляет в памяти и сердце красивое, солнечно теплое послевкусие – это верное свидетельство: он удался. А если, прощально помахав ему вслед рукой хочется еще и поразмышлять о том, каким же он получился, какой пестрый «букет» впечатлений преподнес и своим участникам, и нам, зрителям, чем порадовал и удивил, а о чем заставил поспорить и задуматься – значит, удался он вдвойне… Потому что самая главная, в сущности, цель любого театрального фестиваля (а особенно – фестиваля, который позиционируется как по-настоящему большое и резонансное событие в культурной жизни такого ключевого на геополитическом пространстве России региона, как Северный Кавказ) – наверное, вовсе не только и не столько соревнование на предмет того, кто же из его участников «быстрее, выше, сильнее» (то есть, соответственно, «талантливее, ярче, креативнее»).
В первую очередь это – замечательная возможность для актеров и режиссеров, драматургов и сценографов встретиться и всласть, по душам, пообщаться с коллегами и единомышленниками по «творческому цеху». Обнять старых друзей, с которыми ты не виделся уже очень давно. Приобрести новых. Беспристрастно, честно и объективно оценить уровень своей профессиональной планки. И наметить для себя контуры тропинок, зовущих к новым вершинам и новым горизонтам… Северная Осетия, Южная Осетия, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Дагестан, Чечня и Адыгея. Семь кавказских республик. Восемь театров-участников… Она получилась по-настоящему богатой на разноцветные, теплые краски – и географическая, и творческая «палитра» V фестиваля национальных театров Северного Кавказа «Сцена без границ», «ареной» которого в очередной раз с 4 по 9 октября стал Владикавказ.
И фестиваль этот, проходивший в городе на Тереке под патронатом российского и республиканского минкультов и Союзов театральных деятелей РФ и РСО–А, опять доказал: такие праздники Искусства и Дружбы нужны сегодня Северному Кавказу поистине как воздух и живая вода. На протяжении всех шести фестивальных дней члены жюри V «Сцены без границ» , представительный десант которых возглавляла секретарь Союза театральных деятелей России, заведующая его кабинетом национальных театров и кабинетом драматического искусства Марина Корчак, – не уставали снова и снова подчеркивать: уж на что-на что, но на дефицит талантливых и сильных актерских кадров театральное пространство Северного Кавказа пожаловаться сегодня ну никак не может! Да, это, конечно, отнюдь не значит, что нет у национальных театров региона никаких саднящих творческих «болячек» и проблем. Есть проблемы – и их, к сожалению, достаточно.
Они московскими гостями тоже были по ходу фестиваля честно и без экивоков «озвучены» – и в интервью СМИ, и во время жарких обсуждений спектаклей, которые вошли в афишу нынешней «Сцены без границ». Тут – и состояние современной национальной драматургии на Северном Кавказе, в которой остро, «ребром» стоит сегодня вопрос преемственности поколений. И проблема режиссуры – потому что, как в очередной раз доказал фестиваль, это очень и очень непросто: талантливо соблюсти в режиссуре бритвенно острую грань между бережной верностью национальному менталитету, мироощущению, традициям – и стремлением «не отстать от века», смело экспериментировать на сцене и быть (в хорошем смысле слова) современным. И в особенности, проблема сценографии. «Потребность в талантливых художниках-сценографах в регионе сегодня – налицо.
А без этого нет современного театра. И, думаю, мы попытаемся при поддержке руководства СТД России наметить какие-то методические пути разрешения этой проблемы», – сделала на этом особый акцент одна из членов фестивального жюри, завлит Московского театра сатиры, театральный критик Нина Карпова.И тем не менее… «Сколько бы мы ни говорили о том, что театр – это, конечно, и драматургия, и режиссура, но самое главное в театре – все-таки Актер. Актер, который создает на сцене образ, который общается со зрителем, которого любит зритель… И практически в каждом фестивальном спектакле мы увидели замечательные актерские работы». Это – тоже единодушное мнение московских театральных мэтров, эмоционально и тепло обобщенное председателем жюри V «Сцены без границ» Мариной Корчак. «Искренне заверяю вас: даже в Москве многие театры сегодня могут смело позавидовать труппе с таким числом талантливых, творчески зрелых, красивых актеров-мужчин!»..
Это – все та же восхищенная Нина Карпова о нашем, Осетинском академическом театре. («И актрис-женщин», – тут же, в унисон добавил тогда ничуть не с меньшим восхищением ее коллега – профессор ВГИКа Алексей Райков). И подтверждением этих лестных оценок наглядно стало то, что лауреатом фестиваля в номинации «Лучшая мужская роль» был признан тоже актер Осетинского театра – Аслан Тигиев. Молодой, одаренный, вкладывающий в роль всю душу. И, помимо яркой «фактурности», наделенный такой же яркой сценической харизмой…И, конечно, надолго останутся в памяти зрителей V «Сцены без границ» фестивальные спектакли наших соседей. И яростный, обжигающий душу эмоциональный накал, с которым отыграла на подмостках Осетинского театра трагикомедию Мусы Ахмадова «Ушедший за саваном», посвященную бурным и горьким событиям, разворачивавшимся на политическом пространстве Чечни в начале 1990-х, труппа Чеченского государственного молодежного театра «Серло». («Спектакль очень сложный, в чем-то, может быть, несовершенный, но в нем есть внутренняя сила – и большое желание театра работать, расти творчески», – так отозвалась об этой постановке Марина Корчак).
И филигранная, тончайшая работа режиссера Аслана Магомедова и целого ансамбля-цветника замечательных актрис в спектакле Лакского музыкально-драматического театра им. Э. Капиева «Дом Бернарды Альбы» по Гарсиа Лорке – спектакле, который увез в Дагестан из Владикавказа целых три фестивальных диплома. И мажорная искренность актерской игры в спектакле Балкарского госдрамтеатра «Африканец», поставленном по комедийной пьесе нашего земляка, популярного и любимого в Осетии драматурга Асахмата Айларова. И суровая эпичность исторической драмы Саида Чахкиева «Падение Жанхота» в сценической интерпретации Ингушского государственного театра им. И. Базоркина – это был самый масштабный по постановочному размаху фестивальный спектакль. И родниковая светлая чистота комедии «Женихи», поставленной по пьесе классика адыгской драматургии Ереджиба Мамия Национальным театром Республики Адыгея… И постановка подчеркнуто авангардной, экспериментальной, с дерзкой, где-то даже эпатирующей стилистикой на спектакле Юго-Осетинского госдрамтеатра им. К. Хетагурова «Одиннадцатая заповедь» по мотивам драмы Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна», которым закрылась V «Сцена без границ» .
Фестиваль глазами его гостей:
Григорий Заславский, заведующий отделом культуры «Независимой газеты», обозреватель радио «Вести-FM», эксперт Премии Правительства РФ по культуре (г. Москва):
– Не уверен, что театр может уберечь зрителя от жизненных ошибок, став для него этакой моральной прописью. Но он как вид искусства расширяет наши эмоциональные возможности, наше восприятие жизни. И хотя классика всегда остается классикой, на сцене сегодняшнего театра обязательно должны присутствовать какие-то современные истории. То, что очень актуально для зрителя, то, что его волнует… И национальный театр – не исключение. Когда у театра настолько сильная труппа, какую мы, члены жюри фестиваля, увидели в спектакле Северо-Осетинского академического театра «Наемный вождь» – такому театру непременно нужно обращаться не только к классике. Но и к новой драме. Она сегодня в России очень нуждается в хороших актерах и актрисах. А для самого театра, в свою очередь, такие постановки – это прекрасная творческая лаборатория.
Хава Ахмадова, худрук Чеченского государственного молодежного театра «Серло», заслуженный деятель искусств ЧР (г. Грозный):
– Для нашего молодого театра участие в таком престижном творческом форуме, как фестиваль «Сцена без границ», было первым в его истории. И поэтому – очень для нас важным. И мы с большим удовольствием приехали во Владикавказ. Привезли на фестиваль трагикомедию «Ушедший за саваном» – спектакль, для нас достаточно непростой. Потому что он – о современной, новейшей истории чеченского народа, о проблемах этой истории, о ее трагических перипетиях… И то, что наш театр был награжден дипломом лауреата фестиваля в номинации «Лучший дебют» – для нас большая честь и радость. А у самого этого театрального праздника впереди, мы все верим и надеемся – долгая жизнь и замечательное будущее!
Заурбий Зехов, заслуженный артист РФ, актер Национального театра Республики Адыгея (г. Майкоп):
– То, что я стал лауреатом этого фестиваля в такой почетной номинации, как «За честь и достоинство», для меня необыкновенно важно. Я счастлив. Я волнуюсь…Так получилось, что Адыгея сегодня входит в состав Южного федерального округа – единственная из горских республик Северного Кавказа. И вдвойне большое спасибо организаторам «Сцены без границ» за то, что наш театр был приглашен на этот фестиваль сюда, в Северо-Кавказский федеральный округ. Мы были счастливы приехать в Осетию. И фестиваль снова подтвердил: ничему и никому не удастся духовно разъединить нас, соседей по Кавказу, и отрезать нас от наших корней. Эти корни не подрубить. И пусть они будут вечными!
Источник: http://www.rosculture.ru/news/item13044/?sphrase_id=11494