Гимринский тоннель – бросок на равнину Репортаж Работы на крупнейшем стратегическом объекте ведутся полным ходом

Крупнейший на всем постсоветском пространстве Гимринский автодорожный тоннель, бесспорно, является самым важным дорожным объектом республики. Протяженностью 4300 м, он соединяет 9 горных районов с равнинной частью Дагестана, играет важную социально-экономическую роль, так как существенно сокращает жителям этих горных районов дорогу в столицу, позволяет активно участвовать в жизни республики и не быть оторванными от внешнего мира.

К этому, без преувеличения, стратегическому объекту прикованы взоры как руководства, так и населения республики. Поэтому на приглашение руководства ГКУ «Дагестанавтодор» посмотреть, какие работы проводятся в Гимринском тоннеле и на какой стадии его реконструкция, живо откликнулись представители всех СМИ, и «Дагестанская правда» не осталась в стороне.

Приехали мы на место ранним утром, но несмотря на это на месте нас уже ждали руководитель ГКУ «Дагестанавтодор» Муртузали Муртузалиев и председатель совета директоров ОАО «Мостоотряд-99» Загид Хучбаров. Пока подготавливали спецодежду и куртки (в тоннеле зимой и летом постоянная температура 13 градусов), мы прошлись по вахтовому поселку строителей. Надо сказать, для работников здесь оборудовано все: столовая, душевые, теплые жилые комнаты, вплоть до биотуалетов. Словом, сделано все для обеспечения максимального удобства в быту.

Наконец все готово, собираемся и едем. Детальный осмотр решено начать с южного портала. В тоннеле довольно темно, лишь на некоторых участках, где ведутся работы, есть освещение. Приехав к южному порталу, мы не выезжаем из тоннеля, а жаль: хотелось бы взглянуть на родину имама Шамиля, но работа есть работа. Стараясь не отставать от коллег и внимательно слушая, о чем говорят заказчик и подрядчик, следуем в обратном направлении.

Первая бригада, к которой мы подходим, занимается укладкой огнезащитного слоя. На самом деле это последний этап из того, что делается сейчас в тоннеле — просто мы начали осмотр в обратном технологии направлении. Огнезащитный слой представляет собой специальный раствор, изготавливаемый на месте с помощью специальных сухих смесей. Принцип напоминает приготовление шпаклевки. Готовую сухую смесь разбавляют водой, а вот наносится слой специальным компрессором и строго определенной толщины в 3 см.

Идем дальше, здесь бригада работников набивает сетку под огнезащитный слой. Гаджимурад, инженер ГКУ «Дагавтодор», говорит, что за месяц забито миллион дюбелей, а ведь забивают их хоть и специальным электро- и пневмоинструментом, но все же вручную. Интересна технология набивки: сетка идет не вплотную к стенам, а с зазором в 1 см. То есть 1 см огнезащиты попадает под сетку, а два на нее. — Это обязательное условие, — говорит Загид Хучбаров.

Вновь едем где-то с километр: оказалось, ребята, занимающиеся нарезкой деформационных швов, ушли вперед. Здесь инженеры объясняют, для чего нужны деформационные швы. Так как тоннель находится на глубине свыше 900 метров под горой, неизбежны воздействия земных пород, и отсутствие швов неизбежно приведет к деформации и трещинам тоннеля.

Пройдя чуть дальше, свернули в дренажно-вентиляционную штольню (ДВШ), которая соединена с основным тоннелем эксплуатационными и вентиляционными сбойками, расположенными через каждые 300 м. Здесь проводится дренажное бурение скважин для водоподавления и осушения тоннеля. Где-то до середины тоннель сухой, а дальше целые потоки воды, и теперь понимаем, зачем нам выдали сапоги.

Чуть поодаль работает гусеничный трактор, бурит скважины в потолке тоннеля. Спрашиваем у Загида Хучбарова:- Зачем?

— Для снятия гидростатического давления грунтовых вод над сводом тоннеля, — объяснил он, затем добавил: — Проще говоря, сливаем грунтовую воду, накопившуюся над сводом тоннеля.

Закончив осмотр, выходим из тоннеля и тут же берем блиц-интервью у Муртузали Муртузалиева и Загида Хучбарова.

— Скажите, пожалуйста, какова ваша оценка увиденного, довольны ли вы ходом и качеством проводимых работ?

— Вы сегодня увидели все работы, что проводятся на данном этапе: это нанесение огнезащитного слоя, набивка сетки, нарезка деформационных швов и дренажное бурение скважин для водоподавления. В общем, я остался доволен тем, что увидел. И объемы, и темпы работы хорошие.

— А как с финансированием?

— Финансирование идет нормально, никаких задержек нет. Часть средств уже поступила, другая должна поступить буквально на следующей неделе.

— Загид Гаджиевич, как проходит работа, с какими трудностями сталкиваетесь?

— Мы начали работать с 5 августа. Прошел всего месяц, и много времени ушло на изучение проектно-технической документации. Начинаем выходить на ту мощность, которая нам необходима. Для этого купили новый мобильный бетонный завод турецкого производства, который позволяет производить более 300 марок бетона в автоматическом режиме.

— Были предположения о возможности открытия тоннеля летом следующего года: еще до конца работ. Насколько это реально?

— Это абсолютно не реально! Вы сами видели, что любое движение мешает работам, тем более на завершающем этапе, когда работы связаны с электропроводкой, вентиляцией и т.д., то есть все работы, проводимые под потолком тоннеля. Думаю, не надо объяснять, что это невозможно делать при движении транспорта.

— Из обращений жителей Унцукульского района, а также сел Аркас, Аракани и Кахаб-Росо стало известно, что вы отремонтировали и привели в порядок так называемый Аркасский проезд, который существенно сократил путь жителям нескольких районов в столицу. С чем это связано, это ваша инициатива или об этой забытой дороге вспомнили власти республики?

— Когда дней двадцать назад тоннель посетил Президент РД Магомедсалам Магомедов, была встреча с населением Унцукульского района. На этой встрече прозвучали просьба и вопрос, нельзя ли что-либо сделать на участке дороги Аркас – Аракани, которую знают все горцы. Мы поставили там технику и в течение двух недель сделали что могли для восстановления этой дороги. С нашей стороны это было просто понимание проблемы наших людей. 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=19131

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *