Крупнейший на всем постсоветском пространстве Гимринский автодорожный тоннель, бесспорно, является самым важным дорожным объектом республики. Протяженностью 4300 м, он соединяет 9 горных районов с равнинной частью Дагестана, играет важную социально-экономическую роль, так как существенно сокращает жителям этих горных районов дорогу в столицу, позволяет активно участвовать в жизни республики и не быть оторванными от внешнего мира.
К этому, без преувеличения, стратегическому объекту прикованы взоры как руководства, так и населения республики. Поэтому на приглашение руководства ГКУ «Дагестанавтодор» посмотреть, какие работы проводятся в Гимринском тоннеле и на какой стадии его реконструкция, живо откликнулись представители всех СМИ, и «Дагестанская правда» не осталась в стороне.
Приехали мы на место ранним утром, но несмотря на это на месте нас уже ждали руководитель ГКУ «Дагестанавтодор» Муртузали Муртузалиев и председатель совета директоров ОАО «Мостоотряд-99» Загид Хучбаров. Пока подготавливали спецодежду и куртки (в тоннеле зимой и летом постоянная температура 13 градусов), мы прошлись по вахтовому поселку строителей. Надо сказать, для работников здесь оборудовано все: столовая, душевые, теплые жилые комнаты, вплоть до биотуалетов. Словом, сделано все для обеспечения максимального удобства в быту.
Наконец все готово, собираемся и едем. Детальный осмотр решено начать с южного портала. В тоннеле довольно темно, лишь на некоторых участках, где ведутся работы, есть освещение. Приехав к южному порталу, мы не выезжаем из тоннеля, а жаль: хотелось бы взглянуть на родину имама Шамиля, но работа есть работа. Стараясь не отставать от коллег и внимательно слушая, о чем говорят заказчик и подрядчик, следуем в обратном направлении.
Первая бригада, к которой мы подходим, занимается укладкой огнезащитного слоя. На самом деле это последний этап из того, что делается сейчас в тоннеле — просто мы начали осмотр в обратном технологии направлении. Огнезащитный слой представляет собой специальный раствор, изготавливаемый на месте с помощью специальных сухих смесей. Принцип напоминает приготовление шпаклевки. Готовую сухую смесь разбавляют водой, а вот наносится слой специальным компрессором и строго определенной толщины в 3 см.
Идем дальше, здесь бригада работников набивает сетку под огнезащитный слой. Гаджимурад, инженер ГКУ «Дагавтодор», говорит, что за месяц забито миллион дюбелей, а ведь забивают их хоть и специальным электро- и пневмоинструментом, но все же вручную. Интересна технология набивки: сетка идет не вплотную к стенам, а с зазором в 1 см. То есть 1 см огнезащиты попадает под сетку, а два на нее. — Это обязательное условие, — говорит Загид Хучбаров.
Вновь едем где-то с километр: оказалось, ребята, занимающиеся нарезкой деформационных швов, ушли вперед. Здесь инженеры объясняют, для чего нужны деформационные швы. Так как тоннель находится на глубине свыше 900 метров под горой, неизбежны воздействия земных пород, и отсутствие швов неизбежно приведет к деформации и трещинам тоннеля.
Пройдя чуть дальше, свернули в дренажно-вентиляционную штольню (ДВШ), которая соединена с основным тоннелем эксплуатационными и вентиляционными сбойками, расположенными через каждые 300 м. Здесь проводится дренажное бурение скважин для водоподавления и осушения тоннеля. Где-то до середины тоннель сухой, а дальше целые потоки воды, и теперь понимаем, зачем нам выдали сапоги.
Чуть поодаль работает гусеничный трактор, бурит скважины в потолке тоннеля. Спрашиваем у Загида Хучбарова:- Зачем?
— Для снятия гидростатического давления грунтовых вод над сводом тоннеля, — объяснил он, затем добавил: — Проще говоря, сливаем грунтовую воду, накопившуюся над сводом тоннеля.
Закончив осмотр, выходим из тоннеля и тут же берем блиц-интервью у Муртузали Муртузалиева и Загида Хучбарова.
— Скажите, пожалуйста, какова ваша оценка увиденного, довольны ли вы ходом и качеством проводимых работ?
— Вы сегодня увидели все работы, что проводятся на данном этапе: это нанесение огнезащитного слоя, набивка сетки, нарезка деформационных швов и дренажное бурение скважин для водоподавления. В общем, я остался доволен тем, что увидел. И объемы, и темпы работы хорошие.
— А как с финансированием?
— Финансирование идет нормально, никаких задержек нет. Часть средств уже поступила, другая должна поступить буквально на следующей неделе.
— Загид Гаджиевич, как проходит работа, с какими трудностями сталкиваетесь?
— Мы начали работать с 5 августа. Прошел всего месяц, и много времени ушло на изучение проектно-технической документации. Начинаем выходить на ту мощность, которая нам необходима. Для этого купили новый мобильный бетонный завод турецкого производства, который позволяет производить более 300 марок бетона в автоматическом режиме.
— Были предположения о возможности открытия тоннеля летом следующего года: еще до конца работ. Насколько это реально?
— Это абсолютно не реально! Вы сами видели, что любое движение мешает работам, тем более на завершающем этапе, когда работы связаны с электропроводкой, вентиляцией и т.д., то есть все работы, проводимые под потолком тоннеля. Думаю, не надо объяснять, что это невозможно делать при движении транспорта.
— Из обращений жителей Унцукульского района, а также сел Аркас, Аракани и Кахаб-Росо стало известно, что вы отремонтировали и привели в порядок так называемый Аркасский проезд, который существенно сократил путь жителям нескольких районов в столицу. С чем это связано, это ваша инициатива или об этой забытой дороге вспомнили власти республики?
— Когда дней двадцать назад тоннель посетил Президент РД Магомедсалам Магомедов, была встреча с населением Унцукульского района. На этой встрече прозвучали просьба и вопрос, нельзя ли что-либо сделать на участке дороги Аркас – Аракани, которую знают все горцы. Мы поставили там технику и в течение двух недель сделали что могли для восстановления этой дороги. С нашей стороны это было просто понимание проблемы наших людей.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=19131