Что происходит на Северном Кавказе? Комментарий Политики ищут ответ на этот вопрос. Находят ли?

Серия взрывов, терактов и убийств в Махачкале, произошедших в последнее время, побудила политиков в очередной раз задаться вопросом: что происходит на Северном Кавказе? Почему в мирное время гибнут люди? Кто, с кем и ради чего здесь воюет, кто и чего добивается? Оценки и мнения, конечно же, разнятся. Нам, вынужденным жить в этом неспокойном регионе, не безразлично, как интерпретируются происходящие у нас события. По большому счету многие эксперты и политики дают им верную оценку. Некоторые мнения, приводимые ниже, высказаны не сегодня, но от этого они своей актуальности не теряют.

 В частности, Сергей Марков, политолог, подчеркивает, что радикальный исламизм ведет подпольно-партизанскую борьбу за свое духовное влияние. Ему важно не столько захватить власть, скажем, в Карачаево-Черкесии или Дагестане, сколько укоренить свои идеи в регионе, импортировать их в Татарстан, Башкортостан. Исламские радикалы фактически отрицают национальность и стремятся объединить «под властью шариата» весь Кавказ.

Сегодня многие политологи уверенно говорят о том, что террористическое подполье радикального исламистского толка, действующее на Северном Кавказе, тесно связано с международным исламистским террористическим интернационалом. И направления действий – разные. Во-первых, стимулируется конфликт между христианами и мусульманами, конфликт между кавказцами и остальной Россией. «Друзья» России прежде всего хотят разжечь страх и ненависть москвичей к кавказцам, чтобы у тех возникла ответная ненависть в отношении Москвы. Другая цель — породить напряжение между властью и обществом, недоверие населения к власти, якобы не способной обеспечить безопасность. Тут непосредственная задача – запугать как людей, так и во власти пребывающих, парализовать волю тех, кто борется против радикальных исламистов.

Некоторые эксперты укоряют Москву в том, что, расправившись с чеченским сепаратизмом, она расслабилась в ожидании, что ситуация на Кавказе постепенно нормализуется без дополнительных усилий. И был упущен момент смены главного противника: от чеченского националистического сепаратизма к радикальному интернационализированному исламизму. У исламизма отличная от сепаратизма идеология, механизмы функционирования, регионы распространения, участники и сочувствующие.

Политологи предлагают в идеологической борьбе опираться на тот факт, что на Кавказе по сути два ислама. Один традиционный, связанный с национальными адатами, нормами. Это наш, российский, ислам – умеренный, миролюбивый, спокойный. Второй – радикальный, связанный с террористами-исламистами, который пытается навязать шариат. В их противоборстве, считают они, надо помочь нашему исламу победить импортированный, радикальный. С этим согласен и политик Семен Багдасаров (“Справедливая Россия”), но отмечает нюансы: «Мы не должны допускать, чтобы мечети использовались для пропаганды, а то будем арестовывать пять-десять человек, а сотни будут вливаться».

Живущий ныне в Америке социолог, профессор Георгий Дерлугьян, автор книги «Адепт Бурдье на Кавказе», спрашивает: что такое власть, чем она должна заниматься? И отвечает: она должна заставить людей делать то, что сами по себе они делать не будут. Люди сами по себе стремятся делать то, что им интересно и выгодно в данный момент. К примеру, платить налоги людям невыгодно, сами этого делать не будут, а государство должно их заставить. Так и в других сферах.

Член СФ от Республики Марий Эл Александр Торшин считает, что за последние годы бандподполье практически разбито, а на его месте действуют группы, склонные скорее к банальному бандитизму с не до конца очерченными целями. А такое разобщенное подполье не менее опасно. Когда у них нет четких целей, трудно поставить заслон. Теракты становятся политически немотивированными и малопрогнозируемыми. Бороться с ними трудно. Что в такой ситуации можно сделать? Безусловно, в оперативном плане остается решение проблем силовыми методами. Нужно и далее разрушать террористическую сеть, предотвращать теракты, перекрывать поставки оружия и денег по всем каналам.

Несмотря на всё это эксперты прогнозируют и верят, что знаменитые слова товарища Саахова “Кавказ — это всесоюзная житница, кузница и здравница” вновь станут актуальными.

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=19135

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *