23 сентября в Музее истории города Махачкалы открылась первая выставка в рамках проекта «Диалоги с городом» — «Городские новеллы», на которой представлены работы молодых фотохудожников Дауда Ахмедова, Геннадия Викторова, Артёма Гапурова, Елены Джетере, Шамиля Кадиева, Камбулата Мамаева, Джейран Малакурбановой, сообщает наш корреспондент.
Авторы выставки — это люди, несущие идеологию современного города, молодые, талантливые, амбициозные. Практически все успешно используют платформу социальных сетей как альтернативный канал для презентации и продвижения своих работ. Круг авторов включает в себя уже достаточно известных и успешных художников и фотографов, имеющих выставочную биографию. Интересны и выразительны работы фотографов, впервые высказывающихся на художественной сцене. И те, и другие блестяще передали пластику городской жизни, обнажая тезис «Город, в котором я живу, является частью моей идентичности».
Говоря о концепции выставки, директор галереи и куратор проекта Зарема Дадаева отметила, что «Городские новеллы» – это город глазами молодых людей, составляющие которых — город, человек и фотография. Выставочные фотографии показывают Махачкалу, отличную от «глянцевых» парадных или типичных любительских снимков. Улицы, дома, магазины, кафе, дворы, городские персонажи, архитектурные доминанты, рассветы, закаты, истории жизни маленьких людей, рынки, палитра человеческого разнообразия — все эти фрагменты вплетены в ткань города и составляют его идентичность.
По словам З. Дадаевой, она отбирала в экспозицию те работы, в которых город открывается зрителю, словно говорящий текст. Каждый снимок на выставке – это цитата из этого текста. «Для современного человека город перестает быть судьбой. Он его выбирает», — отмечает она.
«Каждый день мы вступаем в диалог с городом, в котором живем. Когда смотрим на него из окна своего дома, когда идем по его улицам, когда слышим его звуки и запахи, когда несемся по его дорогам. Иногда, чтобы почувствовать душу города, его пульс и ритм, достаточно просто остановиться и посмотреть вокруг. У разных поколений своя интерпретация города. Со временем город обзаводится новыми архитектурными и культурными объектами, сосуществующими в живом организме одновременно со старыми, иногда присутствующими лишь в памяти человека. У каждого из нас свой город», — говорит З. Дадаева.
Авторы на своих снимках фиксируют «живые» уголки старого и нового города, находят «харАктерные персонажи» на городской сцене. Эти неодушевленные объекты создают вокруг себя городскую сагу. Старый фонарь, заостренный край углового дома, вдавленный в асфальт болт, приставленная к стене лодка, качели заброшенного парка, манекены на ночном рынке, элегантный колодец дворовой арки. Их множество. Эти персонажи ведут собственную жизнь. Они – свидетели истории и сами действуют как история, открывая некую глубину внутри настоящего. Они пересекают время и связывают собой пространство. Они обращают город в огромное хранилище памяти, где процветает множество поэтик.
Часто точка фокуса авторов находится именно в старой части города. Это место особенной энергии, городских символов и коллективной памяти. Здания и жилища, принадлежащие одновременно к нескольким мирам, сохраняют базовый аспект города – его многозначность. Каждый из семи молодых фотографов находит свои составляющие, образы и метафоры в городской полифонии, которые помогают донести его смыслы. Импульсы, считанные авторами в городской среде, запускают сложный процесс внутреннего видения, связанный не только с магией места живописных промышленных развалин, старого квартала или архитектурного объекта, вписанного в тело города. Фотограф, резонируя с определенной средой, находит эмоциональное основание для фиксации, подтвержденное его личным переживанием и опытом. Отсюда вырисовывается индивидуальный авторский стиль. Несмотря на монохромность, остроту перепадов и контрастов, в работах очень много любви и нежности к своему, такому разному городу.