Или они нас? Россияне не верят, что в войне с международным терроризмом можно победить

Риск стать жертвой теракта в России — выше, чем в какой-либо еще стране мира. Таковы для абсолютного большинства россиян итоги «антитеррористической десятилетки», начавшейся после террористической атаки на Нью-Йорк 11 сентября 2001 года. Эти данные содержатся в результатах инициативного опроса ВЦИОМ, которые оказались в распоряжении «МН» накануне их официального обнародования.

Война, объявленная Штатами после 9/11 международному терроризму, с годами начинает казаться россиянам все более и более безнадежным предприятием. Если в 2006 году 10% опрошенных считали, что в этом противостоянии побеждают американцы и их союзники, то сейчас так думают только 7%. Одновременно с 9% до 16% выросла доля тех, кто констатирует, что верх берут террористы. А самая большая группа (36%) вообще считает, что в этой войне победителей быть не может. В 2006 году так думали 30% респондентов. Интересно, что пять лет назад самой популярной (32%) была версия о том, что «никакой войны с международным терроризмом нет, это только пропаганда, под прикрытием которой США и их союзники решают свои собственные частные проблемы». Теперь число конспирологически настроенных россиян снизилось до уровня 29%.

«Стало понятно, что так как угроза дисперсная, то быстрой победы не получится, — комментирует эти цифры для «МН» гендиректор ВЦИОМ Валерий Фёдоров. — Думаю, что угроза терроризма стала восприниматься как некая константа. Колебания общественного мнения носят ситуативный характер: даже уничтожение бен Ладена не повлияло на мнение людей и не убедило их в победе США. Все смирились».

«Это усталость, травматический шок, — сказал «МН» гендиректор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев. — Нельзя все время жить в состоянии стресса — общество адаптируется, теряет чувствительность. Наличие вялотекущей угрозы снижает в глазах людей стоимость жизни».

В результате этой «адаптации» большинство россиян не видит никакого особенного усиления угрозы со стороны международного терроризма за последние годы. О значительном усилении угрозы социологам сказали только 9% «алармистов», тогда как в 2006 году их было 20%. О небольшом усилении пять лет назад говорили 29%, сейчас — 25%. Большинство (46%) считает, что ничего не меняется. 14% уверены, что угроза ослабла — этот уровень не изменился по сравнению с 2006 годом, однако сегодня этот вариант ответа более популярен, чем усиление угрозы. При этом в 2009 году об ослаблении угрозы заявлял 21%.

Судя по таблицам ВЦИОМ, перелом в восприятии террористической угрозы произошел в сознании россиян между 2006 и 2009 годами. Пять лет назад казалось, что угроза увеличивается, а с 2009 года напряжение как будто спало. «Это был период, когда в России не происходило крупных терактов», —поясняет «МН» гендиректор ВЦИОМ Валерий Фёдоров. Зато 2010 год был отмечен взрывами в московском метро — судя по цифрам, это если и напугало россиян, то в пределах статпогрешности. В связи с этим Фёдоров отмечает, что «финансовый кризис во многом заслонил» все остальные угрозы в глазах общества.

Социологи также предложили респондентам назвать место на карте мира, где риск стать жертвой теракта наиболее велик. Первое место в этом антирейтинге формально заняли США (17%), однако Россия отстает от своего заокеанского партнера всего на один пункт (16%). Более того, вопрос был открытым, поэтому целый ряд регионов фигурирует в рейтинге одновременно с федерацией в целом: Центральная Россия (13%), Кавказ (12%), Чечня (6%), Дагестан (4%), «Южный регион России» (3%). Валерий Фёдоров подтвердил «МН», что это де-факто пересекающиеся множества: «Интервьюеры спрашивали: где самая большая угроза? Человек мог ответить «Россия», мог ответить «Чечня». Иными словами, все эти ответы надо суммировать. Тогда получается, что абсолютное большинство россиян считает нашу страну гораздо более опасной, чем Америку. «Конечно, это так, — грустно соглашается Фёдоров. — И это понятно, ведь в самой Америке после 11 сентября не было терактов, а у нас были».

Впрочем, каждый четвертый респондент (24%) полагает, что теракт может произойти где угодно. По отдельности конкретные зарубежные страны набирают в этом антирейтинге результат, неотличимый от статистической погрешности. Никто не указал в качестве ответа Норвегию, несмотря на то, что расстрел в молодежном лагере, совершенный террористом-одиночкой, долгое время оставался темой №1 всех ведущих изданий.

 

Источник: http://www.mn.ru/society/20110909/304757631.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *