В Дагестане работает группа экспертов по вопросам землепользования
Прибытие в Дагестан экспертной группы, занимающейся вопросами землепользования, с одной стороны, очень важно и своевременно, а с другой – крайне рискованно. Я убедился в этом на личном опыте, когда участвовал в ее заседании в кабинете главы муниципального образования «село Коркмаскала» в этот вторник.
Несмотря на то, что проблемы обсуждались в научном аспекте и носили как бы наднациональный характер, часть участников не могла сдерживать эмоций. Мы вновь услышали раздраженные вопросы со ссылкой на историю: «А при Надир-шахе эти земли кому принадлежали?» — спрашивал, играя желваками, представитель правительства. «При Надир-шахе эти земли принадлежали Шамхальству Тарковскому…», — спокойно отвечали ему оппоненты. «А при Александре Македонском?» «При Александре Македонском здесь было «Царство белых гуннов», являющихся одними из предков равнинного народа…». В общем, куда ни кинь — везде клин, можно было прочесть в глазах представителя правительства.
Рискованно, но надо
Опасность того, что научное исследование проблем землепользования в Дагестане перейдет в простую перепалку с известным резюме «Мы не уйдем отсюда до тех пор, пока все здесь не покроется навозом!», очень велика. Достаточно двусмысленное высказывание… Кстати, автором его является один из правительственных чиновников. Сомневаюсь, что приведенные выше позиции по данному вопросу разделяются также и в самом правительстве, но то, что они разделяются многими представителями неравнинных народов, увы, несомненно. Это-то и вызывает у нас опасения, что последствия деятельности данной комиссии могут оказаться прямо противоположными ожидаемым. Но при этом очевидно и другое: без глубокого анализа современной ситуации в Дагестане, особенно в сфере земельных отношений, движения вперед по пути модернизации экономики попросту невозможно. Особенно сегодня, в условиях полновесного действия ФЗ № 131 («О местном самоуправлении»), передавшего на муниципальный уровень все права по вопросам земельных отношений и дел.
Движенье есть…
Оно достаточно точно обозначено в сообщениях официальных СМИ. «В эти дни, — читаем в колонке РИА «Дагестан», — экспертная группа экономического совета при президенте РД совместно с представителями управления территориального развития и местного самоуправления, управления информационной политики, контрольно-финансового управления президента РД, а также с прибывшими в республику московскими экспертами приступили к изучению и анализу вопросов эффективности использования земельных ресурсов для развития муниципальных образований Дагестана». Отсюда видно, что инициатор этих «изучения и анализа» – экспертный совет при президенте РД, т.е. сам президент. А московские эксперты, по-видимому, должны придать этой важной деятельности в условиях экономической реформы дополнительную убедительность, так как у нас больше привыкли верить москвичам да питерским, чем своим местным специалистам.
Позиция президента в отношении земельных вопросов в Дагестане хорошо известна. Она исходит из того, что должны быть устранены все препятствия для максимально полного использования наших земельных ресурсов для достижения одной из главных задач его политики – полной модернизации дагестанской экономики. Кстати, как мы узнали в ходе встречи президента Дагестана с президентом России Дмитрием Медведевым в его резиденции «Бочаров ручей», Дагестан на этом пути уже добился внушительных успехов. Не сомневаюсь, что дагестанцы помнят эти данные и цифры, но все же приведем их здесь еще раз. «Магомедсалам Магомедов отметил, что по итогам семи месяцев этого года «особенно высокие темпы демонстрирует прирост промышленности – 114,7%, чуть меньше в сельском хозяйстве – 103%… Большие достижения по созданию рабочих мест: в прошлом году мы создали 30 тысяч новых рабочих мест, в этом году еще 14 тысяч». По его словам, официальная безработица в этом году снизилась в республике на 16% и составила 37,7 тысячи, а по методике МОТ – 13,8%, что тоже меньше, чем в прошлом году. «Проблема существует, но уже не такая острая». Отчет впечатляет…
Далее наш президент говорит о планах по дальнейшему развитию экономики Страны гор. При одном взгляде на них видно, что их реализация невозможна без достижения той цели, которую наметила московская комиссия: устранение основ и причин неэффективного использования земельных угодий Дагестана. Чуть ниже есть приписка: «… а также подготовки предложений по разрешению конфликтных ситуаций и стимулированию инвестиционной активности в районе». То, что эта приписка несет в себе большую смысловую нагрузку, читатель очень хорошо знает. А приведенные нами в самом начале примеры эмоций, сопряженных с обсуждением вопросов землепользования, показывают, что ситуация накалена достаточно серьезно.
Дагестан в миниатюре
Еще до поездки в Коркмаскалу столичные гости побывали в Бабаюртовском районе республики, где вопросы использования земельных ресурсов, в частности на землях отгонного животноводства, стоят наиболее остро. Знакомство с ними началось с совещания в кабинете главы администрации Бабаюртовского района Джамбулата Шаибова, проходившего с участием сотрудников администрации района, а также глав сельсоветов прикутанных хозяйств «Шавинский», «Качалайский» и «село Цадах». Москвичи уже побывали в этих хозяйствах. Их удалось убедить побывать и в кумыкских поселениях – в Тюбе, Алмало и др.
Открывая мероприятие, член экономического совета при президенте РД Алклыч Алклычев отметил, что «изучение стоящего на повестке дня вопроса проходит по поручению президента Дагестана, данному на Президентском совете в июне текущего года. Он пояснил, что экспертная группа занимается подготовкой предложений по развитию муниципальных образований республики в рамках принципов, обозначенных в Послании президента РД к Народному Собранию РД. Он также отметил, что в районе им предстоит обследовать т.н. «земли отгонного животноводства» на предмет выявления неэффективно используемых сельхозугодий, а также подготовки предложений по разрешению конфликтных ситуаций и стимулированию инвестиционной активности в районе. «Наши московские гости, — сказал Алклычев, — в результате глубокого изучения выявят все нюансы для дальнейшего анализа, однако они не решают вопрос, а собранную информацию после обобщения доведут до республиканских органов власти, вплоть до президента».
Роль местных властей в результативной работе комиссии отметил и представитель управления территориального развития и местного самоуправления президента РД Пахрудин Омаров. Он даже сделал такое блиц-обращение к главам муниципальных образований, предложив им быть максимально открытыми в диалоге со столичными экспертами, предупредив их, что успешное изучение поставленных вопросов будет зависеть и от них, от их откровенности и прямоты. Впрочем, бабаюротовского главу, Джамбулата Шаибова, подталкивать к открытости не приходилось. Он со знанием дела дал краткую, но исчерпывающую характеристику району. Ряд цифр, озвученных им, рисуют для знающих ситуацию людей впечатляющую картину. По словам Шаибова, сегодня в Бабаюртовском районе наряду с коренным населением проживают представители более 22 районов нашей республики! С одной стороны, это хорошо, так как показывает свободное – в духе рыночной экономики – передвижение рабочей силы по территории республики. Но, с другой стороны, именно это обстоятельство и является ныне причиной многих и многих проблем, в основе которых лежит вопрос земельных отношений. Дело в том, что все они оказались в районе в рамках не столько экономического, сколько политического проекта еще советских времен, под который были выделены огромные территории с грифом «земель отгонного животноводства». «В Дагестане и Кабардино-Балкарии одни из самых серьезных проблем связаны с землями отгонного животноводства, — высказалась на этот счет Нина Миронова. — К примеру, в Республике Алтай республиканский закон «О порядке использования земель отгонного животноводства» не противоречит земельному законодательству РФ, тогда как дагестанский закон, касающийся земель отгонного животноводства, необходимо привести в соответствие с федеральным законодательством, так как многие нормы устарели и со времени его принятия ситуация претерпела значительные изменения».
Тема «земель отгонного животноводства» прозвучала и в выступлении Шаибова. «Бабаюртовский район – это Дагестан в миниатюре, – сказал он в разговоре с экспертами. – Общая территория района составляет 326 тысяч га, из них 123 тысяч га находится на балансе администрации Бабаюртовского района, а оставшаяся часть – земли отгонного животноводства. Распорядителем этих земель является правительство РД в лице Министерства имущественных и земельных отношений РД. Население района составляет около 47 тысяч человек, не считая 8 тысяч человек, которые занимаются отходничеством и находятся на заработках за пределами республики. Кроме этого, около 40 тысяч человек постоянно проживают в зоне отгонного животноводства».
Желательна легализация
Говоря о проблемах использования земель сельскохозяйственного назначения, глава администрации района подчеркнул, что «на одного жителя района в среднем приходится 0,5 га, тогда как на долю одного отгонщика в несколько раз больше. И на этой почве в последнее время возникают земельные конфликты. Примером может послужить ситуация в населенном пункте Львовский-1, где на одного коренного жителя приходится 0,52 га земли. На этих сотках человек должен проживать, содержать скотину и использовать их для посадки сельхозкультур. А три хозяйства Казбековского района, которые арендуют земли вокруг этого населенного пункта, имеют в 60 раз больше земли, чем местное население».
«Ситуация в Дагестане сегодня такова, – обобщил Сергей Сафронов (МГУ), – что какие-то решительные действия по ее исправлению невозможны. Нужен компромисс. Нужна легализация сложившегося в ходе времени положения».
С этим выводом согласны не все. Но исследования московских экспертов еще не завершены.
Нина Миронова поделилась своими впечатлениями от пребывания в Дагестане, в частности, в Бабаюртовском районе.
«Земельная реформа, которая проводится в России, предусматривает, чтобы каждый участок земли, получив своего собственника, использовался эффективно. Я знаю, что принималось Постановление правительства РД о земельных нарушениях в области землепользования. И мы будем анализировать, что по этому поводу сделано и что не сделано. Что же касается общей ситуации, с которой мы столкнулись, то хочу отметить, что здесь очень гостеприимные, приветливые и открытые люди, которые свободно идут на контакт. Нам очень легко работать с ними. Я уже третий раз приезжаю в Дагестан, но раньше работала только в Махачкале. Признаться, опасалась ездить по районам, наслушавшись негативной информации, преподносимой обывателям СМИ, но после сегодняшней встречи все опасения развеялись. Мы чувствуем себя в безопасности, нет никакой напряженности. И работать здесь чрезвычайно интересно», — заключила Н. Миронова.