Известно, что уровень развития продовольственного рынка на определенной территории оказывает непосредственное влияние на качество жизни ее населения и в целом на социально-экономическое развитие. Наверное, именно поэтому оптимизация развития продовольственного рынка является одной из приоритетных задач государства как на федеральном уровне, так и на уровне отдельно взятых регионов. За последние годы в стране принято большое количество законов и указов, регулирующих деятельность этих рынков и призванных навести порядок в этой сфере.
Однако то, что мы видим на рынках Дагестана, не совсем соответствует тому, что ожидалось. С принятием Федерального закона «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» ситуация в сфере продовольственных товаров серьезно осложнилась. Серьезно вырос импорт сельхозпродукции, что непосредственно сказалось на многих российских производителях продуктов питания. Многие винили законодателей в том, что большинство наших производителей оказались неспособными конкурировать с крупными торговыми продовольственными сетями, и многие фермерские хозяйства просто оказались без рынков сбыта.
Возможно, данный закон имеет прорехи, хотя можно и поспорить о том, почему наши производители не смогли конкурировать с заграничными коллегами, но почему он не исполняется? Вот это вопрос. Нарушения пункта закона «О розничных рынках» в части предоставления мест сельхозпроизводителям в Дагестане встречаются повсеместно. Это сегодня ни для кого не секрет, как и то, что многие из них работают без какого-либо разрешительного документа. Решением этой проблемы уже ряд лет занимается Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РД. Встречи с руководителями рынков, предупреждения, уговоры специалистов Комитета ни к чему не привели. «Дагестанская правда» писала об этом в статье «Почем фунт лиха?» от 29.09.2010 года.
С тех пор прошло более года, а ситуация никак не изменилась. Разве что продовольственных рынков в столице теперь только три, да и те в большинстве своем заняты непродовольственными товарами. В частности, одеждой и бытовой химией торгует чуть ли не каждый второй торговец. Того и глядишь, рынки эти скоро полностью перепрофилируются под рынки непродовольственных товаров.
На фоне продолжающегося роста цен на продовольствие и сельхозпродукцию такая тенденция не совсем понятна. С другой стороны, именно эта тенденция могла стать катализатором роста цен. Уменьшение количества рынков и соответственно торговых точек приводит к уменьшению предложения (хотя спрос остается на том же уровне), а это неизбежно приводит к повышению цен. Этого можно было бы избежать, если бы на рынках предоставлялись положенные по закону сельхозпроизводителям места, чего, к сожалению, нет.
На этих самых местах торгуют одеждой или обувью, руководители же рынков пытаются нас убедить, что производитель не идет на эти места и не хочет сам заниматься реализацией. Можно было бы с этим согласиться, если бы понятие ярмарка было для нас чем-то далеким и чуждым, но так как ярмарки проходят прямо во дворе Дома печати, мы имеем возможность часто говорить с производителями. Производители же в большинстве своем говорят, что проблема даже не в том, что на рынках хотят определенную мзду, а в том, что производителя целенаправленно выживают с рынка.
— Понятие «спекуляция» не изжило себя вместе с Советским Союзом, а переросло на качественно иной уровень. Спекуляция на рынке — это уже система, где все повязаны — и торговцы, и охранники, и администрация, и даже участковые, а на некоторых рынках все вышеперечисленные вообще родственники и односельчане, — говорит Ахмед, участник ярмарок.
На вопрос, почему в этой системе именно одежда занимает все больше территории рынков, Ахмед отвечает коротко: продавцы шмоток за аренду платят больше.
То есть деньги решают все. Стоит отметить, что с 1 августа 2007 года директора рынков несут персональную ответственность за отказ предоставить место отечественному производителю. В случае выявления таких фактов их будут штрафовать на сумму от 5 до 20 тысяч рублей. А так как производителей на рынках не видно, то возникает вопрос: а что по этому поводу скажет Прокуратура РД?
Очень часто отказ от уголовного преследования прокуратурой объясняется отсутствием заявлений. А что, разве распоряжение Президента РФ Дмитрия Медведева, данное им 21 сентября 2010 года на совещании по финансовой устойчивости агропромышленного комплекса «разобраться окончательно, спекулянтов наказать», не является основанием для расследования причин, по которым в республике не работает Закон «О розничных рынках»?
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=18519