Уцмийство Кайтагское. Взгляд на историю

Наиболее древние из найденных орудий труда относятся к начальным стадиям палеолита. Это свидетельствует о том, что человек появился на территории Дагестана около 300 тыс. лет тому назад. Наиболее древние каменные орудия труда в Дагестане обнаружены в урочище Чумус-Иниц (на границе Кайтагского и Дербентского районов), что в переводе с кайтагского языка означает Солёный Родник. Они относятся кашельской эпохе. Здесь найдены крупные, массивные обломки кремния, которым отбивкой придана определённая форма, удобная для обработки дерева, разделки туш животных, выскабливания их шкур, разгребания земли, то есть для охоты и собирательства. Все эти изделия сходны с другими находками на Кавказе той эпохи.

Название «Дагестан» появляется в источниках в более позднее время. Этимологически термин «Дагестан» стоит в одном ряду с предшествующими терминами, означающими «страна гор». В отличие от них, термин «Дагестан» приблизительно с XVI в. вытесняет все остальные географические термины и отныне начинает существовать как признанное и наиболее употребительное собирательное название всей территории Дагестана. Арабские источники чаще всего дают названия конкретных политических единиц: Баб ал-авваб (Дербент), Страна лака, Табасаран, Серир (Авария), Маскут, Хайдакь (Кайтаг), Зирихгеран (Кубачи), Гумик, Туман и т. д.

Во время арабских походов на Дагестан Хайдакь выступает как самостоятельное государство, ведущее независимую политику. Ещё задолго до нашествия арабов в Кайтаге имелись собственные правители, было своё политическое устройство. Арабский географ ал-Ис-тахри упоминает Хайдакьан-шаха, независимого местного правителя. Как свидетельствуют арабские источники, во время арабского нашествия на землях Хайдакьа защитники крепости Хамзин вступили в сражение с Мерваном.

Все правители Кайтага, до арабов и после, были этническими кайтагцами. Название «уцмий» правителю Кайтага дали арабы, при этом уцмием стал кайтагец, принявший ислам.

Во времена халифата арабские наместники предпочитали принуждать к покорности местных дагестанских феодалов, не лишая их прежних прав (лишь один раз царь Лакза был в 740 г. заменен арабом).

Мусульманский правитель Кайтага нашёл более выгодным союз с хазарским каганом-иудеем, получив от него земли до Семендера включительно, чем с единоверным Дербентом. Подданные владетелей Уркараха и Кайтага оставались язычниками. Воюя с соседним языческим Зирихгераном, кайтагские газии создали на границе с ним опорный пункт Кала-Курейш, что означает «крепость курейшитов». Постепенно Кала-Курейш стал одной из резиденций кайтагских правителей и затем становится столицей Кайтагского уцмийства. Около XII в. здесь была построена большая джума-мечеть, архитектура которой схожа со средневосточными и среднеазиатскими образцами. После XIII в. центром Хайдакьа становится Уркарах.

В X—XII вв. Хайдакь — одно из самых сильных и влиятельных дагестанских государств, играющих важную роль во внутриполитической жизни Дагестана. История Ширвана и Дербента, освещая события второй половины X — первой половины XI вв. в Дагестане, упоминает только три наиболее сильных владения: Дербент, Серир, Хайдакь.

Так, в 1040 г. хайдакьцы захватывают цитадель ал-Баба (Дербент) и берут в плен эмира города. Примерно через 25 лет дербентские эмиры находят в своей борьбе с местными раисами поддержку и убежище в Хайдакье. Правители Хайдакьа поддер- живали родственные связи с представителями дербентской знати. А в 1065 году упоминается Пируз (Фируз) ал-Хайдакьи (Кайтагский), у которого воспитывался малолетний Абдалмалик, будущий эмир Дербента. Это первое в дагестанской исторической литературе сообщение о знаменитом институте аталычества.

Точных данных о первой столице Кайтага нет. Устная традиция, сохранившаяся до сих пор, ранними столицами Кайтага называет селения Жалаги и Баршамай. Жалаги находился близ селений Варсит и Бажлук. К сожалению, в настоящее время этот населённый пункт прекратил своё существование. Баршамай находится близ селения Маджалис — райцентра Кайтагского района — и является крупнейшим населённым пунктом Кайтагского района.

В 1581 году по указанию уцмия Султан-Ахмеда был основан Маджалис, который с 1588 года стал столицей Кайтагского уцмийства. У кайтагских уцмиев были резиденции в разных местах своих владений, в том числе в селениях Янгикент и Башлы.

В XVII—XVIII веках Кайтагское уцмийство продолжает оставаться одним из сильнейших государственных образований Дагестана. В его состав входили не только хайдакьи, но и даргинцы, кумыки, теркеменцы и горские евреи. Во многих сражениях все они воевали бок о бок под командованием уцмия.

Во всём уцмийстве в 1796 году насчитывалось 25 000 дворов, 75 000 тысяч населения. В XVII—XIX веках для урегулирования взаимоотношений между разными сословиями и жителями селений использовали судебник (свод законов) уцмия Рустам-хана. В судебнике Рустам-хана говорится: «Государству без талкана (правителя), Дарго без суда, стаду без пастуха, войску без разумного, селу без головы — не быть».

Уцмийство имело свои таможенные границы, и вступить на территорию уцмийства никто не мог без согласия самого уцмия.

С 1393 г. Тимур приступил к покорению всего Закавказья. До сих пор его отряды проникли лишь в южную и равнинную части Дагестана. Но после того как в 1394 г. Тохтамыш опять вторгся в Ширван, Тимур решил двинуть против него основные силы.

В феврале 1395 г. Тимур с огромной армией внезапно перешёл Самур и начал военные действия в Дагестане. Пройдя Дербент, он столкнулся с кайтагами. Кайтаг был в союзе с Тохтамышем, и этого было достаточно, чтобы Тимур отдал приказ о полном его истреблении. Придворные историки Тимура — Шами и Иезди — свидетельствуют, что приказ исполнен буквально: «Он так напал на их стороны и края, что из множества спаслись немногие и из тысячи один; все те области они разграбили… и деревни их сожгли». На всей территории Кайтага, доступной завоевателям, были уничтожены селения, жители, буквально всё живое. Тохтамыш, не оказав никакой помощи кайтагцам, обратился в бегство.

Так было положено начало разорительным походам Тимура в Дагестан, которые сопровождались страшными зверствами и разрушениями, истреблением и угоном в плен многих тысяч людей.

Преследуя панически отступавших воинов Тохтамыша, Тимур разорил прибрежные земли — до Тарков включительно. Оставив свой лагерь в Тарках, с отборными войсками за одну ночь он дошёл до Сулака и на рассвете разгромил и истребил противника. Здесь 15 апреля 1395 г. произошла битва, в которой армия Тохтамыша была разбита наголову. После этого сражения Тимур покинул Дагестан. Это было связано с его вторжением в пределы Золотой Орды. Всё сметая на своём пути, к концу лета Тимур дошёл до границ рязанской земли.

Кайтаг к началу XIV в. был значительным княжеством, имевшим тесные связи с Ширваном и Кумухским шамхальством. Кайтагские князья носили титул «уцмий». В этот период главными центрами Кайтага были Уркарах и Кала-Курейш. К числу уцмийских владений, кроме самого Кайтага, относилась обширная полоса предгорий к северу от него. Это позволяло уцмиям контролировать торговый путь, соединявший Дербент и Закавказье с северокавказскими городами и итальянскими городами-колониями на Чёрном море, а также с центром Золотой Орды на Нижней Волге. Торговые связи способствовали экономическому и политическому усилению Кайтага, проникновению туда самых разнообразных национальных и религиозных элементов.

Шамхалы выдвигались из рода потомков газиев. Им удалось включить в своё княжество все земли, населённые лакцами, а позже и другие территории. Около 1318 г. шамхалы потерпели поражение от объединённых сил аварских нуцалов, кайтагских князей и их союзников, причём их столица Кумух была взята и разграблена. В «Тарихи-Дагестан» говорится, что кумухцы сражались с великим мужеством. Особенно отличились 70 юношей, которые укрылись в верхнем укреплении Кикули и обязали себя клятвой сражаться и пожертвовать своим имуществом, жизнью и телами. Все они погибли, сражаясь. Разгром Кумуха привёл к потере главенствующего положения шамхальства в Дагестане. По словам автора «Тарихи-Дагестан», шамхалы Кумуха бежали. Очевидно, в самом Кумухе тоже произошло восстание против них. Этим воспользовалась кумухская знать для укрепления своего положения. Это было время, когда первенствующее положение в Дагестане переходит к Кайтагу.

К XIV веку в Дагестане сохраняли свои позиции и языческие верования, и христианство, и мусульманство. Ни одна из религий ещё не занимала господствующего положения. Шла упорная борьба между христианством и мусульманством за влияние на массы. В западном и Южном Дагестане все еще были сильные христианские традиции, шедшие со стороны Грузии и Армении. Большую активность проявляла и католическая церковь, ислам тоже пустил глубокие корни в феодальных центрах. Но после нашествия Тимура был нанесён сильный удар по доисламским верованиям, а мусульманство оказалось в привилегированном положении, и оно получает быстрое распространение по всему Дагестану. Быстрое распространение ислама было обусловлено исторической ступенью, достигнутой Страной гор в своём развитии. Любопытно отметить, что в начале, когда ислам насаждался насильно сверху, дагестанцы всеми силами сопротивлялись его внедрению в своей среде, а на новой стадии своего развития функции распространителей ислама взяли на себя сами дагестанцы. Центрами распространения становятся Кумух, Хунзах, Бутри, Дербент, Кайтаг.

Очевидно, причины, по которым в XV—XVI вв. стал необходим термин для обозначения дагестанской территории в целом, а также то, что термин этот стал в это время гораздо более употребительным, чем все существовавшие дотоле локальные и этнические термины, надо искать в том, что именно в этот период возрастают и усиливаются моменты традиционной исторической общности населявших Дагестан народов. Усиливающиеся в XV—XVI вв. процессы экономического и культурного сближения, имея основу в общем происхождении этих народов, в общности их исторических судеб, в многочисленных общих основах их языков и культурного наследия, постепенно выдвигают на первый план в сознании дагестанцев их общность как основную, а локальные моменты становятся второстепенными. Процесс, весьма многосторонний и глубокий, находит в этот период одно из своих внешних и наиболее наглядных выражений в широком распространении и окончательном утверждении термина «Дагестан». Это, в свою очередь, способствовало утверждению в коллективном сознании представление о территории Дагестана как о единой стране, единой региональной единице, в соотношении с которой все локальные термины на данной территории получили частный, подчинённый характер. Необходимо отметить также, что наиболее ранние из известных нам местных источников, употребляющих данный термин, понимают его именно в собирательном смысле.

Кайтагцы, столь часто упоминаемые в средневековых источниках до XV в., как вполне оформившийся сильный народ, получили страшный удар от Тимура: персидские историки пишут, что из каждой тысячи этого народа едва ли уцелело по одному. Очевидно, и территория их расселения к XV в. должна была сильно сократиться. Медленно восстанавливал Кайтаг свои силы после страшного разгрома Тимура. Кроме того, надо учесть, что торговый путь, пролегавший по землям уцмийства, потерял своё международное значение. Были потеряны все земли, присоединенные в XIV в. И всё же к середине XV в. уцмию удаётся восстановить контроль над приморской равниной до Тарков включительно и вступить в союз с Ширваном, что было закреплено браком ширваншаха Фаррух-Ясара с сестрой уцмия и, конечно, усилило его активность.

Кайтагское уцмийство состояло из владений уцмия и беков, входивших в уцмийский род (они охватывали приморские земли и Нижний Кайтаг), а также независимых общин Верхнего Кайтага и юго-восточной части даргинских земель, признававших уцмия верховным предводителем лишь во время войны или при переговорах с иностранными государствами, а иногда и верховным арбитром в спорных судебных делах.

 

Усложнение внутреннего устройства феодальных княжеств, укрепление феодальных производственных отношений вызвали в ХVII в. появление письменных сводов законов. В начале ХVII в. появляется в Кайтаге «Кодекс Рустам-хана», в аварском ханстве «Кодекс Умма-хана Справедливого». Они закрепляют безраздельную власть феодалов над всеми категориями зависимого крестьянства.

Как результат компромисса между уцмием и сохранившими внутреннюю независимость общинами Верхнего Кайтага в это же время появляется «Свод заповедных законов Кайтаг-Дарго» и, в отличие от остальных кодексов, этот свод написан не по-арабски, а на местном диалекте даргинского языка. Наиболее крупные союзы сельских общин также письменно закрепляют нормы своего традиционного права — так появляются в середине ХVII в. «Гидатлинские адаты», «Свод решений, обязательных для жителей Андалала», «Адаты Келебских селений» и др. Интересно, что, с одной стороны, там закреплены нормы, охраняющие общинные порядки и их неприкосновенность, а с другой — уже появляются статьи, закрепляющие привилегированное положение общинных должностных лиц, неполноправность некоторых общин — членов союза и др., свидетельствующие о проникновении в общинные союзы феодальных отношений.

В начале ХVII в. политическая обстановка на Кавказе резко осложнилась в связи с возобновлением агрессивных действий кызылбашей. По условиям прежнего мирного договора 1590 г. Армения, Грузия, Азербайджан, а также Дагестан были признаны находившимися в сфере влияния Турции. В Дербенте находился турецкий гарнизон, и город этот стал опорным пунктом Турции в Дагестане. Иран при шахе Аббасе I в 1603 г. возобновил военные действия против Турции в Закавказье. Начались разрушительные походы шаха, имевшие чрезвычайно тяжёлые последствия для всего Закавказья и особенно для Грузии. Ещё до начала этой войны в 1597 г. на сторону Ирана перешёл Гази-бек Рутульский. Занятие Ираном Ширвана вплотную приблизило иранские войска к границам Дагестана. Началось движение против турок. В 1606 г. правящая верхушка Дербента обратилась за помощью против турок к уцмию Кайтагскому Рустам-хану. Кайтагцы подошли к городу и вынудили турецкий гарнизон во главе с султанским наместником Хасан-Хаши укрыться в крепости Нарын-кала. К шаху Аббасу была отправлена делегация Дербента, несущая изъявления покорности. Шах вознаградил делегацию, а уцмию кайтагскому была вручена грамота на управление Дербентом. В конце концов осаждённые турки вынуждены были сдаться. Так турки были изгнаны из Дагестана.

Борьба против них на некоторое время примирила дагестанских феодалов с шахом. После занятия иранскими войсками Дербента покорность шаху выразили: Алибек Цахурский, майсум Табасаранский, но шамхал оставался сторонником Турции, оставался нейтральным аварский нуцал. Но когда турецкая опасность была устранена, начала усиливаться иранская экспансия в Дагестане. В Иране усилилось влияние крупных феодалов и шиитского духовенства — это привело к увеличению налогов и притеснениям не только христиан Закавказья — грузин и армян, но и мусульман суннитского толка, к которым относилось почти всё население Дагестана. Всё это привело к широким антииранским выступлениям. В Кайтаге в ходе междоусобицы был свергнут уцмий, утверждённый Ираном, и власть в 1706 году перешла к Ахмед-хану. К 1710 г. он сумел захватить и майсумскую часть Табасарана. Набрав силы, он стал пытаться присоединить и земли беглербекства Ширванского, склоняя его жителей — дагестанцев — на свою сторону.

Но ещё раньше, в 1707 году, восстали джаро-белоканские аварцы и цахурцы. Восстали кубинские лезгины, которых возглавил преподаватель медресе Хаджи Дауд из среды суннитского духовенства. Хаджи Дауд обратился за поддержкой к кайтагскому уцмию Ахмед-хану. Он не только согласился, но предложил и дагестанским владетелям, и вольным обществам присоединиться к антииранскому восстанию. Со своими отрядами явились Чолак Сурхай Казикумухский и акушинцы.

Вскоре широкое восстание Ширвана и Кахетии связало иранскую армию по рукам и ногам. Герей Тарковский в 1614 г. должен был поддержать карательный поход шаха в Грузию, но его подданные тогда отказались в нём участвовать и сорвали эту проиранскую авантюру. Шах, пытаясь поставить равнинную часть Дагестана под свой контроль, начал в 1615 г. стягивать в Дербент войска: прямая военная попытка иранцев была тогда же отражена кайтагцами и табасаранцами. Дагестанские феодалы перед этой угрозой сумели объединиться. В Тарках состоялся съезд правителей Эндери, Кафыркумуха, Кумуха, прибыли уцмий Рустам-хан и удельные кумыкские владетели и мурзы. Было решено прекратить междоусобицы, объединить силы и не искать поддержки друг против друга ни у шаха, ни у султана.

Соглашение было подкреплено обменом аманатами (заложниками) между участниками этого феодального съезда. Перед лицом этих объединённых действий шах вынужден был отступить, тем более что Турция попыталась воспользоваться затруднениями Ирана на Кавказе. Так в 1616 г. между ними возобновилась война.

В 1734—1735 гг. Надир, опустошая огнём и мечом, прошёлся по многим дагестанским землям. В 1736 году Надир официально провозгласил себя шахом. Будучи уверенным, что горцы покорены, он начал подготовку к походу на Индию, оставив при этом значительные силы во главе со своим братом Ибрагим-ханом.

Весной 1736 года Чолак Сурхай-хан и уцмий Ахмед-хан напали на Ширван и Шемаху. Местное население их приняло как освободителей. Сурхай-хан снова был объявлен ханом Шемахи, а уцмий Ахмед-хан — ханом Дербента. Восставшие дербентцы убили ставленника шаха Мехти-Кули-хана и выбрали уцмия Ахмед-хана.

В ноябре 1738 года восстали джарцы. Иранский историк Мухаммед-Казим пишет, что на помощь джарцам пришли 20 тыс. каракайтагцев. Шахское войско было наголову разбито, а брат шаха Ибрагим-хан был убит. Получив об этом известие, Надир-шах отправил туда войско.

В 1741 году после падения Кази-Кумуха уцмий Ахмед-хан остался один лицом к лицу с грозой вселенной — шахом Надиром и его огромной армией. Экспедиция 24-тысячного войска во главе с Люфт-Али-ханом заняла село уцмия — Кубачи. Он согласился явиться в лагерь шаха. Иранские войска покинули Кайтаг. События эти происходили параллельно с событиями в Андалале. Считая уцмия полностью поверженным, шах потребовал от него провести отступающие колонны персов из Лакии в Даргинию и Кайтаг, а далее — в Дербент. Уцмий Ахмед-хан не преминул воспользоваться удобным случаем и завёл иранский корпус в засаду в бассейне р. Башлычай в Кайтаге, где местные жители по поручению уцмия перерезали им дорогу. Уцмий Ахмед-хан и зять уцмия Ахмед-хан Мехтулинский нанесли отступающим персам страшный урон. Был убит минбаши Люфт-Али-хан. Из 30-тысячного иранского корпуса до Дербента добралось около сотни человек, более тысячи персов попали в плен, остальные были перебиты. Были захвачены и оставшиеся у них пушки и боеприпасы, весь обоз шаха, его шатёр и часть гарема. Также Ахмед-хан Мехтулинский по указанию тестя нейтрализовал шамхала Хаспулата, осадив Тарки. Хаспулат намеревался идти на подмогу Надиру.

В это время шах находился в Хосрехе, собираясь в Кюру и Дербент. Прибыв, он узнал об участи, постигшей его войско. Шах, проведя в Дербенте около недели, перебрался в заранее подготовленную местность, названную позже Иран-Хараб. Здесь же разбила лагерь иранская армия, которая впоследствии нашла свою погибель.

В 1745 г. в Дербенте началось восстание, на помощь которому устремились кайтагцы. Гани-хан поспешно бросил Дербент, отступив к Шабрану. Здесь он был разбит войском уцмия Ахмед-хана. Надир с основными силами вновь двинулся на Дагестан. Наступление сопровождалось жесточайшими карательными мерами, но внезапно Надир остановил его, когда обнаружилось, что он потерял уже половину армии. Шах тотчас оставил Дагестан и больше сюда не возвращался. В то время в Иране возникла поговорка: «Если шах глуп, пускай идёт войной на Дагестан». Не прошло и двух лет, как Надир был убит собственными придворными.

В 1747 году уцмий Ахмед-хан вытеснил иранский гарнизон и из Дербента.

Уцмий Ахмед-хан был в политике в течение 50 лет. Начиная с 1711 по 1747 год он беспрерывно воевал. Ему уготована была нелёгкая судьба. Оказавшись на стыке времен, когда менялись эпохи и великие державы: Россия, Турция и Иран противостояли друг другу, уцмий сумел отстоять независимость своего народа и сохранить в целости государственное образование — Кайтагское уцмийство. Он сочетал в себе гений полководца и мудрость политического деятеля. Уцмий Ахмед-хан был в высшей степени мудрым, бесстрашным, отважным воином. Одним взмахом сабли уцмий мог свалить всадника вместе с лошадью. Его острый взгляд наводил страх на врагов. В пылу сражений он никогда не терял головы. Ахмед-хан был выдающимся, непревзойдённым стратегом горских сражений. Под его мощью пали такие укрепления, как крепость Святого Креста, Шабран, Худат, Ардебиль, Шемаха, Дербент.

Жизнь и деятельность уцмия Ахмед-хана остаются незаслуженно забытыми. Надо более вдумчиво вглядываться в прошлое своего народа и дать должное национальному герою Дагестана, чей вклад в разгром полчищ Надир-шаха неоценим.

После смерти Ахмад-хана уцмием становится его внук Амир-Гамза, человек не менее одарённый политическим талантом не только хорошо управлять государством, но и претендовать на особую роль в политической жизни Дагестана. Время 36-летнего правления Амир-Гамзы отмечено наиболее интенсивным процессом политических взаимоотношений Кайтагского уцмийства с дагестанскими государственно-политическими структурами. Он оказал наиболее действенную помощь Кубинскому хану в присоединении к его владению Дербентского ханства, положившем начало могуществу Фатали-хана, а затем, как только Фатали-хан решил не считаться с Амир-Гамзой, стал его противником. Амир-Гамза объединил под своей эгидой большинство дагестанских владетелей и противопоставил их растущей силе Фатали-хана, которые нанесли сокрушительное поражение Фатали-хану в битве на Гавдушане. Роль уцмия в исходе этой битвы была решающей. Только помощь со стороны России, которой был предан Фатали-хан, спасла его от полного политического краха.

Амир-Гамза принимал самое активное участие в политических событиях не только Дагестана, но и далеко за его пределами. Военно-политические акции Амир-Гамзы простирались за пределы Ардебиля и Гянджи, влияя на судьбы Гиляна и Карабаха.

После гибели Надир-шаха и полувековой междуусобицы в Иране, после поражения Турции в двух войнах и потери ею Крыма и Кубани обстановка на Кавказе необратимо переломилась в пользу России. Традиционная политика лавирования кайтагских уцмиев перестала быть действенной. С заключением Гюлистанского мирного договора после русско-иранской войны 1804—1813 гг. Дагестан вошёл в состав Российской империи. С этого момента Кайтагское уцмийство перестаёт быть для России субъектом внешней политики. Отношение ряда дагестанских владетелей после Гюлистанского мира 1813 г. к России начинает резко ухудшаться. Они объединяются в коалицию, направленную против России. Однако уцмий Адиль-хан, присягнув России, не поддерживает коалицию, но и не противодействует, что не устраивало российские власти на Кавказе. Адиль-хан проводить такую политическую линию долго не мог, он присоединяется к коалиции и открыто выступает против России. За такую политику российские власти принимают весьма радикальное решение, и 26 января 1820 года уцмий Адиль-хан был отстранён от власти и одновременно был упразднён титул уцмия.

Кайтагское уцмийство на протяжении многих веков, имея в разное время владения от Дербента до Тарков, являлось одним из сильных и влиятельных государственных образований Дагестана, играя ведущую роль почти во всех политических процессах в регионе, и внесло свою немалую долю в сохранение и развитие всего Дагестана.

Как видим из истории, великие державы тех времён не особо беспокоились о положении горцев и их развитии. Чьё бы влияние ни усиливалось в Дагестане, со временем происходили восстания против них, так как их волновало только соблюдение собственных интересов на нашей территории. Веками горцы отстаивали своё право на существование и независимость. В своё время ни Турция, ни Персия, ни другие завоеватели, а в первой половине XIX века и Российская империя ничего хорошего в Дагестан не принесли. Со второй половины XIX века Дагестан развивается стабильно, на нас никто не нападает, благодаря тому, что мы находимся в составе России. Мы должны любить и уважать свою историю, но сегодня Дагестану не нужны великие воины, сегодня Дагестану нужны созидатели. Видно, что и наша Родина — Россия — извлекла уроки из истории и в такое сложное время старается развивать республику и вкладывает в неё.

Хайдакь (Кайтаг) как политическое объединение возникло в V—VII вв. нашей эры. С 1939 года кайтагцы включены в состав родственной национальности — даргинцев.Территория Кайтагского района сплошь пропитана духом и мудростью наших предков, и на их примере сыны Кайтага должны вести достойный образ жизни и в оркестре народов Дагестана звучать красиво. Мы своим трудом и знаниями должны вносить свою лепту в социально — экономическое развитие Дагестана и нашей Великой России.

В настоящее время Кайтагский район — один из красивейших уголков природы в мире. На этой территории родились правители Кайтага — великие дагестанцы с кайтагским диалектом даргинского языка, титул которых назывался уцмий. Во всём мире были и есть разные названия правителей: шах, султан, король, шамхал, царь, император и т.д., но уникальный титул «уцмий» был только в Кайтаге.

Человеку, ни разу не побывавшему в горах, Дагестан представляется чем-то «сплошным», хотя и резко отличающимся от привычной и знакомой городской жизни. Прибывшему (особенно впервые) в любое селение Дагестана, напротив, прежде всего бросаются в глаза местные отличительные особенности — сначала в ландшафте, а затем в жизни сельчан, их языке, одежде, сохранившихся следах прошлого. И поневоле возникает мысль, что не только народности и этнические группы, но даже отдельные аулы или группы их в Дагестане столь же различны, сколь различны и неповторимы естественно- географические условия, языки и диалекты Дагестана.

Но когда близко познакомишься с краем, населением, сам поживёшь в местной среде (причём в разных местах) и подышишь одним воздухом с людьми разных районов, постепенно начинаешь приходить к обоснованному убеждению в глубоком единстве всех дагестанских народов. Подробности хозяйства и быта могут иметь выразительные особенности в деталях (формы орудий труда, способы выполнения трудовых операций, облик селений и домов, детали архитектуры, утвари, одежды), но общая основа их одна. В традиционно сложившейся в прошлом общественной структуре масса локальных специфических различий, но в основе своей все дагестанские общины восходят к единому типу.

Итак, тысячелетний опыт учит нас, что за пёстрыми, многообразными различиями в деталях надо уметь видеть более существенное — общность в самой основе, причём как раз эта основа и является определяющей.

Если одно и то же историческое событие отразилось в преданиях разных селений или общин (нередко говорящих на разных языках), то изложение его везде обнаруживает большое сходство, различия же носят характер не столько взаимоисключающих противоречий, сколько детализации и взаимных дополнений.

Это говорит о том, что каждый народ являлся носителем своего образа мыслей, своих традиций, своих обрядов, и в то же время у всех дагестанских народов общим оставалось и, уверен, останется нравственное начало, заложенное в них на дагестанской земле.

 

Источник: http://www.chernovik.net/news/453/POLITICS/2011/08/12/12348

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *