Карабудахкентская «подушка» предприимчивости «любой ценой»

Только ленивый сегодня не пишет про то, что глава Карабудахкентского района (полное название: МО «Карабудахкентский район») Капур Исаев «продает землю» или «торгует землей»… Впрочем, ни первый, ни второй из этих вариантов не передают всей гаммы чувств (от брезгливости до жалости), звучащей в кумыкском эквиваленте этой фразы как «ерь сата»… Я уверен, что и в любом другом языке это занятие (продавать землю отцов ради личного обогащения) осуждается с такой же энергией, как в приведенном мною примере. При этом пока еще никто не доказал, что Капур Исаев действительно «ерь сата» (сам он это отрицает самым решительным образом, но когда и кто признавался в своих проступках?!), однако слава такая за ним закрепилась и, похоже, будет сопровождать его до конца его дней…

Доказать это брались многие, но безуспешно. Недавно такую попытку предприняли некоторые депутаты районного Собрания Карабудахкента. Ими было написано обращение в правительство РД, в котором указывалось на одну незаконную сделку, совершенную администрацией этого МО. Дело дошло до суда. Ваш покорный слуга на нем присутствовал.

ФАС идет в АС

Надеюсь, читателю не нужно пояснять причин интереса, проявленного нашим изданием к этому процессу, который начался месяц назад в Арбитражном суде РД. В ходе него как раз могла быть подтверждена или, наоборот, опровергнута правомерность ярлыка, присвоенного народной молвой Капуру Исаеву.

Заметим, что дело было возбуждено по иску ФАС (Федеральной антимонопольной службы РФ по РД), что уже само по себе говорит об очень многом… Однако еще важней указать, что ФАС возбудил это дело, опираясь на то самое обращение районных депутатов, доставленное в антимонопольную службу вместе с сопроводительным письмом правительства РД (конкретно – оно было подписано одним из замов председателя правительства РД Муратом Шихсаидовым).

Депутаты сообщали правительству, что в Карабудахкентском районе продан довольно значительный участок земли (в 15 га!), расположенный в местечке Уйташ, что в пригороде Махачкалы. При этом, как считали депутаты, допущен целый ряд существенных нарушений. Правительство предлагало ФАС установить, действительно ли имели место такие нарушения. Проверив сделку, ФАС установил правильность подозрений депутатов: администрацией МО в ходе проведения аукциона действительно был нарушен ряд требований ФЗ «О защите конкуренции». Вскоре в Арбитражный суд поступило исковое заявление данной фискальной службы.

Перед началом процесса судья И.С. Гаджимагомедов, следуя принятому этикету, спросил стороны, нельзя ли кончить дело миром и ударить по рукам? Представители МО «Карабудахкентский район» были не против такого исхода. Но представитель ФАС Асадали Казиев категорически от такого поворота дела отказался. «Мы фискальный орган, – сказал он, – и обязаны действовать в соответствии с законодательством и государственными интересами…». Это заявление представителя ФАС прозвучало как гимн государственным интересам, что даже немного смутило судью, и он извиняющимся тоном уточнил, что предложить сторонам мировую является его формальной обязанностью…

Был еще один эпизод, указывающий на неустанную заботу наших сограждан о государственных интересах, и тоже с участием судьи. Производя обзор дела, Гаджимагомедов запнулся на листе, где фигурировали участники конкурса: физическое лицо – Асланова и юридическое – ООО « Завод стройматериалов». «А не лучше было бы, действительно, построить на этом месте животноводческий комплекс, а не кирпичный завод?» – задумчиво, как бы ни к кому не обращаясь, произнес судья. И тут вдруг встряла представитель «третьей стороны» (ООО «Строительная компания «Строймир») Джамиля Гаджимурадова: «От кирпичного завода больше налогов государству!» – торжественно объявила она, вторично смутив судью, который, выходило, снова проморгал государственные интересы.

Слегка задетый, как мне показалось, судья с усмешкой указал на то, что администрации района не удалось соблюсти равноудаленность от участников аукциона: в предоставленных ему бумагах преимущества проекта юридического лица прямо-таки выпячивались, в них было даже указано количество кирпича, который завод планировал выпускать: 60 млн. в год! Представители МО и «третье лицо» не преминули напомнить судье, что строительство кирпичного завода в местечке Уйташ относится к т.н. приоритетным правительственным проектам, намекнув даже, что удовлетворение иска ФАС вызовет негативную реакцию правительственных кругов…

Прежде чем указать на нарушения, допущенные МО при организации и проведении торгов, уточним, что из двух возможных форм такого рода мероприятий – аукцион и конкурс – администрация выбрала второй. Иначе он называется «закрытый» или, на языке профессионалов, «безшаговый», где торг как таковой не ведется, просто вскрывается конверт с указанием суммы, которую «покупатель» может предложить за «товар». В аукционе, как знает читатель, покупатели соревнуются, предлагая за «товар» все большую сумму, пока кто-то из них не сойдет с дистанции.

Итак, 31 мая 2010 года конкурс между физическим лицом Аслановой и юридическим лицом ООО «Завод стройматериалов» состоялся. Победил… Угадайте с трех раз?! Ну, конечно, завод… Тем более что МО тоже, кажется, втайне держало за него кулачки…

Казалось бы, теперь, получив желанные 15 гектаров, они засучат рукава и построят для нас кирпичный завод с ежегодным валом в 60 млн. кирпичей! Но – по непонятным для нас причинам – завод от этой идеи отказывается и… просто продает эти 15 га. Правда, другой ООО – «Строительная компания «Строймир». Любопытно, что упомянутая нами выше Джамиля Гаджимурадова представляла на процессе интересы обеих строительных компаний. Причем делала упор на то обстоятельство, что вторая – «Строймир» – на сегодняшний день является т.н. добросовестным покупателем и с нее, мол, взятки гладки. Да и, добавляла она, «Строймир» также намерен построить кирпичный завод с тем же ежегодным валом – 60 млн. кирпичей! Даже «подушка» уже сделана на месте строительства…

«Все это хорошо, отлично, – возражал представитель ФАС Асадали Казиев, – но в ходе конкурса продавцом допущены нарушения, которые не позволяют признать ваш выигрыш законным, и тут вам никакая подушка не поможет…». Вот мы и подошли к самому главному – нарушениям ФЗ «О конкуренции».

Мелочь для вас, но не для ФАС

Во-первых, само извещения в СМИ, которое, согласно закону, обязательно должно предварять аукцион/конкурс. Оно было в «Буднях района». Но из него невозможно было ясно узнать, идет ли речь о продаже участка или о предоставлении его в аренду. Слова представителей, что наличие в тексте формулы «купля-продажа» и так указывает, что это не аренда, г-на Казиева не убедили. Однако еще серьезней оказалось другое нарушение: в извещении написано, что результаты конкурса будут объявлены через 10 дней после вскрытия конверта. А по закону должно быть иначе: результаты конкурса объявляются в том же месте и в тот же день, а письменное извещение о них доставляется участникам не позже чем через 5 дней. На это представители МО возразили, что произошла опечатка, мол, секретарь неопытный, ошиблась… «Она наказана?» – спросил судья. «Еще как!» – хором ответили представители. «Приказ о наказании есть?» «Нет, приказа, нет… Было только устное порицание…». Что ж, будем надеяться, что господин Капур Исаев нашел подходящие слова для подобающего наказания своего невнимательного сотрудника…

Но судья (и представитель ФАС) отклонил и это объяснение.

В извещении не указаны реквизиты счета для перечисления задатка (20% от общей стоимости участка). Представители МО считают и это нарушение несущественным нарушением, но представитель ФАС с ними был не согласен. «Это вами было сделано неспроста, – заявил он. – Задаток, который составляет 450 тысяч рублей, вы провели через свою кассу. А по закону суммы свыше 100 тысяч должны проводиться только через Сбербанк. Почему так было сделано – понять не трудно…».

Еще одна «мелочь». Участок, купленный заводом у МО «Карабудахкентский район», не был установленным образом сформирован (имеются в виду межевой и кадастровый паспорта), а без этого продажа не может быть признана законной. Представители МО возражали на это, говоря, что эти 15 га – часть массива в 200 га, на который кадастровый номер имеется – «24». «А в таких случаях, – говорили они, – к кадастровому номеру участка, из которого выделяется для продажи часть, просто добавляется дробь, и она у нас имеется – «24/4». «Почему же вы не предъявили сразу? – возмутился представитель ФАС. – Мы уже у вас неоднократно требовали ее предоставить! Вы понимаете, что у ФАС теперь есть повод наказать вас еще за «непредставление официального документа по его требованию?!»

Это навело его на подозрение, что данный кадастровый номер был сделан задним числом, о чем он прямо на суде и заявил. Те отрицали это подозрение, ссылаясь на то, что Регистрационная палата отличается величайшей строгостью и честностью, там такого рода махинации попросту невозможны… И вновь, вы слышите, читатель, звучит мотив незыблемых государственных интересов, которым неукоснительно следуют наши государственные чиновники!

Вообще представители МО и «третье лицо» всячески пытались политизировать дело. Например, оба в один голос уверяли, что удовлетворить исковое заявление ФАС означало бы пойти против политики руководства РД, которое рассматривает строительство такого рода объектов как приоритетные для народного хозяйства Дагестана.

Со стороны это выглядело как давление на суд (которому, к своей чести, судья Гаджимагомедов не поддался). К этой же категории приемов можно отнести и инициативу все той же госпожи Гаджимурадовой, которая принесла с собой на процесс целую кипу фотографий, где с разных ракурсов было снято место будущей застройки. Она уверяла, что стройка идет полным ходом и уже якобы даже постелена «строительная подушка». Слово «подушка» она произносила с каким особенным чувством, словно это был самый неопровержимый аргумент в пользу отказа в иске ФАС…

Суд поддержал ФАС

На политическую стезю нет-нет сходил и представитель МО «Карабудахкентский район». Во-первых, он заявил, что обращение депутатов районного Собрания в правительство РД сфальсифицировано, что большинство депутатов под ним своей подписи не поставили, а те, что поставили, тоже их не ставили – просто кто-то сделал это вместо них. Затем он взялся за ФАС. Лицемерно восхвалив принципиальность этой структуры, он вдруг пустился в воспоминания, мол, знаю хорошо вашего руководителя Кубасаева… даже однажды воевал вместе с ним против «Газпрома»… воевали долго, но, несмотря на всю его принципиальность, так и не смогли одержать победу… Похвала звучала двусмысленно, но на судью этот довод, по-моему, не возымел никакого действия – он твердо стоял в границах дела о 15 гектарах, не обращая внимания на посторонние аргументы и факты…

Тема приоритетности государственных интересов прозвучала еще раз, когда представители МО поясняли, почему в газетном извещении отсутствуют все условия конкурса, которые должны быть обязательно. Оказывается, это было сделано в целях экономии места в газете. «Заинтересованному лицу, – пояснил один из представителей, –достаточно увидеть слова «аукцион», «земля», и он потеряет сон, прибежит на место торгов, вот тогда мы ему все данные и выдадим». Но судью Гаджимагомедова, который, как я выяснил, всегда приходит на процесс, тщательно изучив дело, и строго следует закону, такие доводы не убедили. После недолгого отсутствия в совещательной комнате он огласил свое решение: исковое заявление ФАС удовлетворить полностью без каких-либо ограничений.

«Мы на этом не остановимся, – бурчала, спускаясь по лестнице, темпераментная Джамиля Гаджимурадова, – мы обжалуем это решение и обязательно добьемся своего».

Словом, вся борьба еще впереди. А пока вопрос – является глава МО «КР» Капур Исаев «ерь сата» – остается без ответа.

 

Источник: http://respublic.net/one_stat.php?stat_id=4686

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *