Семечки на триколоре. Художники присвоили лозунг националистов

В Москве открылась выставка с вызывающим названием «Я русский». В галерее «А3» представлены работы художников, считающих себя русскими, но «этнически таковыми не являющимися». Многие из них родились в Москве, но есть и участники родом из Калмыкии, Абхазии, Дагестана.

«Эта выставка сама по себе должна стать произведением искусства, – считает ее организатор, художник Алексей Кнедляковский. – Авторы могли просто выставить перевернутые холсты. Название проекта и перечисление авторов – вот что главное. Так искусство говорит с обществом». Он произносит эту фразу, стоя напротив огромного полотна – письменного заявления художницы Лусинэ Джанян с просьбой признать ее русской в соответствии с Конституцией РФ.

«Мы, люди искусства, отбираем у националистов майку «я русский», с которой они носятся, как с писаной торбой, и раздаем ее всем желающим. Выставка учит видеть не национальность художника, а его личность», – заявил Кнедляковский. Его проект – «произведение акционизма», которое должно показать обществу, что «русские» – это не уличное быдло, распивающее пиво в провокационных футболках, а талантливые и образованные люди, ценящие и создающие русскую культуру. Один из таких ценителей культуры, художник, выставляющийся под псевдонимом Кама, выложил шелухой от семечек надпись «Россия» на триколоре.

С Кнедляковским согласен и второй куратор проекта – художник Алексей Иорш. Ему хотелось бы, чтобы люди чаще обсуждали «не преступников другой национальности, а художников и ученых». Символом того, что произошло с нашим обществом за последние десятилетия, он называет свою картину «Воин» – на ней изображен киргиз в костюме римского легионера, рекламирующий итальянскую пиццу, приготовленную в американском ресторане. Таких «воинов» Иорш, по его словам, часто встречает на Арбате.

Вообще, программных произведений, перекликающихся с темой выставки, здесь немного. Протест против национализма в обществе выражается скорее через сам список участников.

Художница Ривка Беларева с сожалением признается: многие не поняли, в чем именно суть проекта. «Когда первый раз увидела афишу, эту надпись черной вязью, я содрогнулась. Потом мой взгляд скользнул по списку участников. И произошел некий диссонанс. Эффект отторжения должен был привлечь внимание людей к этой проблеме. Но меня поразило, что многие отнеслись к этой акции с сарказмом – не заметили, что это обыгрывание «черносотенного» лозунга».

Словно в доказательство ее слов под конец открытия выставки в галерею прибыл глава национального наблюдательного совета движения «Русские», бывший лидер ДПНИ Александр Белов. «Проявил мужество», – как заметили организаторы. «Все, что здесь происходит, – это право людей на самовыражение. Но я, кстати, против этой выставки. Перед нашим обществом сейчас стоит сложная задача – необходимость совместить европейский тренд на свободу и наш национальный традиционный уклад», – заявил Белов. То, что пока совместить эти две вещи нам не удается, Александр считает своего рода удачей – возможностью попасть в историю. «Если художник не страдает, и никто на него не плюет – он никому не интересен, – объяснил свою позицию Белов. – Не надо бояться получить тумаков от оппонентов. Рвать я ничего не буду. Прекрасно, когда кто-то хочет быть русским. Это значит, что наша культура еще в чем-то является привлекательным проектом».

На выставке представлены работы как совсем молодых авторов, так и признанных мастеров. В соседних залах расположились картина семилетнего Коли Гуляна «Ягода-Россия» и полотна его дедушки, председателя черноморского отделения Творческого союза художников России, Николая Джаняна. Из-за дорогостоящей аренды экспозиция открыта только до 24 июля. Это некоммерческий проект – художников не просили платить за участие в выставке, а посетителей – за вход.
 

Источник: http://www.mn.ru/society/20110721/303438085.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *