О горцах Северного Кавказа писали путешественники и миссионеры, классики отечественной литературы и корифеи мировой истории. Но много ли мы сегодня знаем о кавказцах?
В 19-20 веках образ кавказца чаще всего ассоциировался с горячностью, гордостью и непоколебимой волей, в свете же печальных событий последнего десятилетия — это еще и суровый нрав, патриархальность и жестокость. И лишь немногие теперь отважатся предположить, что у подножия Минги-Тау (Горы Вечности, как зовут Эльбрус карачаевцы и балкарцы) живет народ, характерными особенностями которого являются гостеприимство и дружелюбие, преданность долгу и слову, а также уважение и почитание женщин в семье и обществе.
Карачаевцы и балкарцы (архаичное самоназвание алан) — автохтонный народ Кавказа, живущий всамой его высокогорной части и разделенный г. Эльбрус и современными административно-территориальными границами Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик, — являются наследниками трех культур: кавказской, арийской (собственно
аланской) и тюркской, и четырех религий: тенгрианства, иудаизма, христианства и ислама. Именно этот удивительный симбиоз и определил неповторимый национальный характер, культуру и менталитет карачаево-балкарского народа.
"Можно сказать с полным основанием, — писал в начале XIX в. генерал-лейтенант Российской армии И.Ф.Бларамберг, — что они (карачаево-балкарцы) относятся к числу наиболее цивилизованных народов Кавказа и что благодаря своему мягкому нраву оказывают цивилизующее влияние на своих соседей".
Другую характерную черту этого народа в 1830-х годах отметил известный немецкий ученый ориенталист, академик Г.-Ю. Клапрот, который писал, что "в противоположность другим горским народам", карачаево-балкарцы обращаются со своими женами "очень человечно и внимательно, так, что жена у них, как и у европейцев, подруга, а не служанка у своего мужа".
Что же изменилось с тех пор на земле Древней Алании? Если не иметь в виду того, что горец пересел с горячего жеребца на легковой автомобиль (именно в силу внутреннего ощущения этой преемственности здесь никто не пользуется ремнями безопасности — кто же видел джигита, пристегнутого к своему коню?) и вместо кинжала носит сотовый телефон, а горянки все чаще ходят в мини, то почти ничего: по-прежнему первейшими качествами женщин-горянок признаются ум и скромность, а мужчин — мудрость, тактичность, способность постоять за себя и защитить свою семью, а также содержать ее в достатке. И сегодня джигита сводят с ума гибкий стан, тонкая талия, белая кожа и карие глаза. Древние традиции карачаево-балкарцев гармонично вписались в реалии cовременной жизни, что и делает этот край очень привлекательным для этнографов, фольклористов и просто путешественников.
Вся система взаимоотношений мужчин и женщин у карачаево-балкарцев строго регламентирована горским этикетом. Вот, например, небольшая иллюстрация. Женщину-родственницу здесь принято держать по правую руку от себя, а жену — по левую (при этом нередко жена стоит чуть позади от мужа). Почему? Потому что правая сторона считается "почетной" и горец никогда не допустит того, чтобы мать или сестра вдруг оказались слева от него, но горянка-жена — существо совершенно иного порядка. Она не унизит мужа демонстрацией своего превосходства, напротив, будет всячески подчеркивать свою слабость и покорность и, в то же время, — преимущество супруга, обязывая тем самым не забывать о том, что он действительно мужчина и что на нем лежит ответственность за благополучие и спокойствие семьи.
Ни в Карачае, ни в Балкарии женщина не станет навязывать мужчине свою волю, но лишь поможет ему самому догадаться и понять необходимость принятия нужного ей решения.
Вообще, мужчины-горцы стараются не проявлять своих чувств при посторонних и всячески демонстрируют свое хладнокровие и даже некоторое пренебрежение к жене, поэтому здесь редко увидишь супругов, прогуливающихся под руку, и уж точно никто не станет прилюдно обниматься и целоваться. Однако под холодной маской безразличия скрываются очень нежные и теплые души, пылкие и страстные сердца, недаром венгерский ученый Ж.-Ш. де Бесс писал, что карачаево-балкарцы "имеют репутацию хороших мужей и хороших отцов". Тот же генерал Бларамберг, отмечая их вспыльчивый характер, справедливо замечает, что они "довольно быстро успокаиваются и всегда готовы признать свою ошибку", а со своими женами живут "самым мирным образом" и "в отличие от других горцев они питают большую привязанность и человечно относятся" к ним. По признанию известного русского этнографа Е.А.Талицкого, карачаево-балкарцы, "как особый народ, отличается некоторыми симпатичными качествами, например, добродушием и общительностью. Это их природные качества, и по ним народ этот ближе всего подходит к русским".
Одним из наиболее интересных кавказских обычаев является похищение невест, послужившее сюжетом для фильмов "Кавказская пленница", "Не бойся, я с тобой" и др. и широко практикующееся у карачаево-балкарцев и в наши дни. Помните, знаменитые строки из Лермонтовского Хаджи-Абрека, в которых старый лезгинец, забредший в поисках своей похищенной дочери в "великий и богатый" карачаевский аул Джамагат, что находился в Тебердинском ущелье, обращается к джигитам:
Сюда, наездники Джемата!
Откройте удаль мне свою!
Кто знает князя Бей-Булата?
Кто возвратит мне дочь мою?
Именно этому обычаю обязана Россия появлением в своем рационе кефира — традиционного напитка карачаево-балкарцев, державших рецепт его приготовления в строжайшем секрете: в 1906 г. карачаевский дворянин Бекмурза Байчоров похитил покорившую его сердце красавицу Ирину Сахарову, прибывшую в Карачай по направлению Всероссийского общества врачей для раскрытия тайны кефира, и уже через два года полезный и вкусный напиток продавался в Москве. Сейчас историю этой любви можно прочесть на каждом пакете "Домика в деревне".
Очень часто похищение невесты — единственный способ соединить влюбленные сердца. Известен случай, когда родители, вопреки желанию своей дочери (что, впрочем, не характерно для этих мест), решили ее выдать за богатого, но не любимого человека. В результате возлюбленному невесты ничего не оставалось, как увезти ее прямо со свадебного застолья из-под рук "жениха". "Укравший" свою возлюбленную, как и прежде, почитается за истинного джигита: обычно (если только это не инсценировка, к которой зачастую прибегают, чтобы избежать многочисленных предсвадебных формальностей и затрат) за похитителем пускаются в погоню и тогда "влюбленному джигиту" лучше не попадаться, ибо самое меньшее, что его ожидает, — это позор и всеобщее осмеяние. Отстоять же свою любовь и честь — значит, прослыть "настоящим мужчиной" (а какой кавказец не мечтает о славе!).
Но, все же, престижнее невесту засватать, ибо именно так поступают люди достойные и честные. В этом случае за невестой отправляется длинный кортеж из автомобилей (для этого привлекаются все родственники и друзья, имеющие самые лучшие марки отечественных и иностранных автомобилей), украшенных коврами и лентами, всю дорогу раздаются сигналы машин. Часто кортеж возглавляет группа всадников, одетых в традиционные костюмы, со свадебными знаменами и государственными флагами России и республик.
Выбор невесты у горцев — дело сложное и очень тонкое. В Карачае и Балкарии каждый должен помнить имена своих отцов до седьмого колена и фамилии бабушек и прабабушек, а потому малейшее подозрение на родство, пусть даже духовное или искусственное (молочное родство, побратимство и пр.), может расстроить все планы. Потенциальные жених и невеста, а также их семьи должны иметь безупречную репутацию и, желательно, принадлежать к известным и славным своими предками и деяниями фамилиям.
И, конечно, ничто здесь не карается так сурово, как оскорбление, нанесенное женщине. В горах привыкли считаться со словом, и просто так им здесь не бросаются.