Законы гор

1998 году в республиканском Минюсте был зарегистрирован документ, который наделял имамов центральных мечетей правом организовывать «маслиатский суд» между конфликтующими мусульманами. 6 августа 2008 года прокуратура республики выявила нарушения законодательства в уставе «маслиата» и вынесла приговор: «устранить маслиатские суды на территории Дагестана».

Спустя 3 года мэр г. Хасавюрта Сайгидпаша Умаханов возобновляет «Законы гор», создав комиссию по разрешению конфликтных ситуаций, которая будет руководствоваться законами и принцами «маслиата». Воспрепятствует ли прокуратура на этот раз мэру Хасавюрта? Как говорится, это вопрос времени, а мы постараемся разобраться, что понимается под «маслиатом», является ли возрождение маслиата очередным шагом к шариатизации республики, смогут ли маслиатские принципы разрядить накаленную обстановку в нашем обществе.

Маслиат, если сравнивать его с современными терминами, можно назвать медиаторским судом, который выполняет функцию третейского суда. В свое время маслиат был распространен во многих регионах Северного Кавказа, в том числе и в Дагестане. Важная особенность маслиатского разрешения конфликта заключается в том, что его осуществляли независимые судьи, имеющие авторитет в обществе и считающиеся в народе мудрецами, знающие шариат и местные традиции, что исключало предвзятость в их решениях. Такой способ был наиболее эффективным и демократичным по содержанию и вполне соответствующим общественному быту и менталитету дагестанцев. В процессе становления маслиат впитал в себя адатные и шариатские начала, а также морально-нравственные устои общества.

Одним из известных историков Дагестана, наиболее глубоко изучивших эту тему, является кандидат исторических наук Хайбула Магомедсалихов. По его сведениям, наиболее часто к маслиатному способу примирения в историческом прошлом прибегали при острых конфликтах: убийствах, похищениях женщин, межджамаатских противоречиях и т.д. Процедуре маслиата при убийствах предшествовали некоторые процессуальные формальности, несоблюдение которых делало сам акт примирения невыполнимым. Как правило, убийца немедленно покидал родное селение (выход в канлы), в противном случае его выгоняли, что было предусмотрено адатом каждого общества. До XIX века по законам маслиата с убийцей в канлы уходила вся его семья, а дом его разрушался.

Заслуга Шамиля

По исследованиям историка Магомедсалихова, немалая заслуга в искоренении бессмысленного обычая разрушать дом кровника принадлежала имаму Шамилю, который высказался следующим образом: «Я думаю, что дом убийцы совсем не виноват в том, что сделал его хозяин». Благодаря имаму в 30-х годах XIX века разрушение дома канлы уже не являлось обязательным актом. У аварцев по поводу выхода в канлы использовалось словосочетание «бид виххизе», что буквально означало «разориться на крови».

Действительно, у убийцы разрушался не только дом: его поля оставались необработанными, а если у него имелся сад, то деревья вырубались, т.е. его хозяйство полностью приводилось в негодность, пока не состоится примирение с пострадавшей стороной. В некоторых регионах были специальные селения, куда изгонялись канлы. Как правило, это были неблагополучные по природно-географическим и климатическим условиям селения. В числе таких можно назвать с. Кудутль (Гергебельский р-он), которое было известно тем, что лучи солнца проникали туда только в течение трех месяцев в году. Таким же местом ссылки кровников для некоторых джамаатов было с. Корода (Гунибский р-он), а в Гумбетовском обществе – с. Читль, которое находилось в глубине ущелья, откуда виден всего лишь «кусок неба». Селения с подобными природно-климатическими условиями Шамиль также использовал как места для ссылки за разные преступления, совершенные в имамате. Действуя в духе исламской религии, Шамиль в имамате ограничил число лиц, имеющих право на кровомщение самыми близкими родственниками убитого, что внесло значительный прогресс в правосознание горцев. Вот как пишет об этом А. Руновский: «Строго воспретив кровомстителям обращать свою месть на родственников убийцы, он (Шамиль) объявил неисполнителей этого ослушниками против Корана, следовательно, подлежащими смертной казни».

Пока канлы находился в изгнании, джамаат по ходатайству родственников канлы начинал переговоры о примирении (маслиате). Достижение маслиата во многом зависело от разряда убийства или других обстоятельств, при которых оно совершалось. Сложнее обстояло дело при кара-канлы, т.е. если имело место «черное» убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах. Если же это было простое убийство или тем более случайное, то пострадавшей стороне родственники канлы давали средства, необходимые на похоронные расходы. При согласии пострадавшей стороны на примирение в заранее установленный день родственники убийцы вместе с кровником собирались в условленном месте и двигались к дому пострадавшего, где их ожидали. Эту процессию возглавляли старейшины аула и представители духовенства, в неё также входили почитаемые люди села, родственники канлы, а позади всех шел сам канлы.

Перед собравшимися, как правило, выступал представитель духовенства – мулла-дибир. Ссылаясь на исламские заповеди и прецеденты, имевшие положительные исходы в прошлом, он убеждал собравшихся в богоугодности маслиата. При этом глава миротворческой миссии обязательно подчёркивал божественное предопределение того, что случилось, призывал к смирению перед божьей волей.

Акт помилования

Почти повсеместно в горах Дагестана соблюдался обряд, когда канлы должен был подойти к самому близкому родственнику убитого на коленях и вручить ему нож в знак того, что, мол, твоя воля – лишить меня жизни или нет. Смысл этих и подобных обрядов при примирении состоял в том, чтобы как можно сильнее морально ущемить кровника и его тухум с целью компенсировать моральный ущерб пострадавшей стороне. По этому поводу известный исследователь адатного права А.М. Ладыженский отмечал: «…материальная компенсация всегда сопровождалась и моральной компенсацией – извинениями, унижениями. Обряд извинений был очень сложен и в разных местах далеко не одинаков». Моральная компенсация в виде унижений и оскорблений в иных случаях и в отдельных обществах была гораздо важней, чем материальная. Так, в Салатавском союзе сельских обществ размер дията был минимальным, а в некоторых соседних чеченских обществах его вообще не брали, исходя из принципиальных соображений, что не продают близкого человека.

Таковы были общие исторические правила соблюдения маслиата, которые, на взгляд большинства историков, считались эффективными и вполне соответствующими общественному быту и менталитету дагестанцев. Насколько маслиат проявит свою эффективность в современном обществе дагестанцев, читайте в следующем номере…
 

Источник: http://respublic.net/one_stat.php?stat_id=4520

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *