Умножающий

Мы живем в стране контрастов, где стремление к социально-экономическому развитию и желание привлечь инвестиции и туристов уживается с коррупцией, административными барьерами для бизнеса и терроризмом. Сегодня многое делается для того, чтобы привлечь в Дагестан инвестиции и туристов, но в то же время не меньше делается и для того, чтобы этого не случилось. Ощущается какое-то деструктивное соперничество. Дихотомия добра и зла. Плохой и хороший полицейский. Темное и светлое начало. И все это — на территории Дагестана.

Туризм уже давно обозначен как бюджетообразующая отрасль. А о том, какую роль полпред президента в СКФО Александр Хлопонин отводит туризму в социально-экономическом развитии Северного Кавказа и Дагестана в частности, даже и говорить не нужно. Об этом наглядно говорят те деньги, которые собираются вложить хотя бы в строительство горнолыжных курортов. Но то, что делается в глобальных масштабах, на местной (региональной) экономике и, скажем, заработанной плате отразится нескоро. Большие инвестиции — это, конечно, хорошо, но как бы они не оказались полумерой, ведь всем известна способность государственных проектов быть убыточными, нерентабельными, да и вообще — причиной для распила выделенных денежных средств.

Цифры

Сегодня удельный вес туризма в сфере услуг республики составляет 11,1%. Общий объем оказанных услуг в сфере туризма превышает 600 млн рублей. Кроме того, в сфере туризма и отдыха занято более 7 тысяч человек (так называемый кадровый состав).

Потенциальные возможности республики позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 1 млн туристов, довести услуги курортно-туристского комплекса до 6 млрд рублей в год и создать более 100 тысяч новых рабочих мест. Но это только в перспективе.

Количество посетивших Дагестан туристов выросло с 5 тысяч в 2000 году до 200 тысяч человек в 2009 году. Общая вместимость учреждений отдыха и оздоровления в республике достигла 26,8 тысячи койко-мест. Помимо этого, те инвестиционные проекты, которые реализуются (будут реализоваться в будущем) в Дагестане, также ежегодно будут давать определенное количество рабочих мест.

Всего пять?

Официальная статистика показывает обывателям, что рост осуществляется практически по всем показателям, тогда как очень часто это бывает не так. Несмотря на то, что туризм развивается, по-настоящему достойных туроператоров в Дагестане не так уж и много. Так, например, согласно Закону «Об основах туристской деятельности в РФ» федеральное агентство по туризму должно информировать о том, что туроператорскую деятельность вправе осуществлять только зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица, имеющие финансовое обеспечение, сведения о которых внесены в Единый федеральный реестр туроператоров. Так, в частности, махачкалинских компаний указано всего пять (хотя в реальности их гораздо больше): ООО «Туристическая компания “Круиз”», ООО «Предприятие “Джага”», ООО «Баркат», ООО «Изумруд», ООО «Сириус». Причем финансовое обеспечение каждой из компаний находится на уровне 30 млн рублей. В списке компаний с финансовым обеспечением в 60 млн рублей и 100 млн рублей наших туроператоров нет. Для региона, где туризм объявлен бюджетообразующей отраслью, это не есть хорошо.

Дорого

Цель руководства страны, СКФО и Дагестана в частности — это увеличение въездного туриста, то есть привлечение туриста, скажем, на горнолыжный курорт Матлас (в будущем), на Дербентскую крепость или в Самурский лес. Для справки стоит отметить, что в целом по РФ доля международного въездного туризма составляет 14%, международного выездного туризма — 44%, внутреннего туризма — 42%.

Так уж сложилось, что россияне (и дагестанцы в том числе) предпочитают отдыхать за рубежом. Происходит это, прежде всего, потому, что, скажем, турецкие курорты выигрышнее по цене и качеству обслуживания, чем российские. А у нас там, где есть хорошие условия (Краснодарский край), качественно не отдохнешь — дорого. Дагестан же со своими географическими и климатическими особенностями, не избалованный российскими и тем более иностранными туристами, мог бы стать регионом, где можно было бы отдохнуть за относительно небольшие деньги (см. таблицу).

Что касается выездного туризма, то для Дагестана это явление дорогое. Среднестатистическому дагестанцу, зарплата которого в среднем составляет плюс-минус 10000 рублей, поехать, например, в Барселону будет очень сложно. Семь дней в Барселоне в среднем обойдутся двум отдыхающим (включая перелет, проживание и еду) примерно в 1100 евро или 44 тысячи рублей (в зависимости от места проживания и питания цена может варьироваться). Одному человеку это будет стоить немногим меньше — порядка 36—37 тысяч. Конечно, можно найти туры подешевле, но суть от этого не меняется — выездной туризм для дагестанца — дорогое удовольствие.

Эффект мультипликатора

Развитие туризма в Дагестане может стать тем самым глотком свежего воздуха для республиканской экономики. Но произойдет это только при наличии двух составляющих: спокойная, благоприятная обстановка и развитие туризма вкупе с другими отраслями экономики. Кстати, о негативном имидже республики заявлял и руководитель агентства по туризму республики Анатолий Карибов: «Конечно, главная проблема — это негативный имидж республики и общая обстановка на Кавказе. Что видит на федеральных телеканалах и в печатных СМИ среднестатистический россиянин? Взрывы, стрельбу, теракты, спецоперации. Понятно, что подобный информационный фон не способствует привлечению туристов в республику. Ведь надо отдавать отчет в том, что туризм — сфера весьма чувствительная к подобным вещам».

Что касается параллельного развития нескольких отраслей экономики республики, то тут можно сказать следующее: экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса. То есть должен действовать эффект мультипликатора (от лат. «умножающий»). Деньги туристов (их траты), посещающих Дагестан, будут полностью работать на экономику республики, если туристическая фирма, да и сами туристы, будут покупать товары и услуги, которые производятся на территории Дагестана. А материально-техническая база туризма может быть поистине огромна: от проката туристского снаряжения и инвентаря до питания и предоставления гостиничных услуг.

Продавцы таких товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые в свою очередь тратят их на покупку товаров, оплату услуг и т. д. Но здесь есть одно «но» (порой кажется, если бы не эти «но», мы бы жили в идеальном мире). Если работники, получив зарплату, тратят ее на приобретение импортных товаров или отдых за рубежом, цикл замыкается и происходит утечка денежных средств из региона. Чем больше доля дохода, потраченная в пределах региона, тем больше эффект мультипликатора. И наоборот. В Дагестане же о мультипликативном эффекте пока говорить не приходится. Будет обратная ситуация — будет и реальный экономический рост.
 

Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=4998

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *