Кто же в Дагестане экстремист?

Сегодня в Дагестане много говорят о демократии, демократических методах формирования власти, ее социальной ответственности, о доверии к бюрократии и стабильности в обществе. Все чаще с высоких трибун звучат клятвенные заверения чиновников о стабилизации обстановки в родном крае и радужных перспективах на будущее. Это красивые слова, а реалии заключаются в том, что мы живем в республике, где нет никакой демократии, власть безответственна, общество пассивно.

Сегодня почти все материальные богатства, включая природные ресурсы, фактически сосредоточены в руках нескольких находящихся у власти кланов, а основная масса населения находится на грани нищеты, она думает лишь о физическом выживании. В ранг государственной политики введены казнокрадство, мздоимство, круговая порука, безответственность, продажность, беспринципность, притворство, ложь и лицемерие. А правоохранительные и контрольно-надзорные органы задействованы в основном для защиты интересов этой камарильи и насаждения в обществе атмосферы безысходности, подозрительности, недоверия и страха. Именно поэтому республика и переживает один из самых трудных этапов своего развития.

Диалог и диктатура

Ни один человек в Дагестане не чувствует уверенности в завтрашнем дне, да и сегодня его благополучие, свобода и безопасность не гарантированы, никто не застрахован от посягательств даже со стороны государственных органов. Нарушение элементарных прав и свобод человека и произвол являются обыденным явлением, преуспевают в этом главным образом сотрудники правоохранительных органов и чиновники. За примерами далеко ходить не надо. В частности, 13 мая из мечети селения Советское в Магарамкентском районе собравшихся на пятничную молитву мусульман беспричинно доставили в райотдел полиции, не позволив даже завершить молитву. А там доблестные сотрудники «правоохранительных» органов, представители государственной власти, «защитники» закона глумились над ними, сопровождая свои действия кощунственными словами: «Где теперь ваш Аллах?». Видимо, эти люди, если их можно назвать таковыми, хотели, чтобы Всевышний немедленно покарал их молниями. Нет никакого сомнения, что наказание последует, но факт, что подобные действия отталкивают мусульман и от полицейских, и от самой власти. На таком фоне призывы власти к диалогу и согласию в обществе выглядят как минимум некорректными и преждевременными. Диалог и согласие в обществе невозможны также вследствие того, что власть сегодня предпочитает действовать авторитарными и диктаторскими методами, она игнорирует законы, у бюрократии нет государственного мышления, нет понимания, чего действительно хочет она и общество, нет умения адекватно отвечать на вызовы времени. Власти предержащие не просто забыли, а вообще не знают своего предназначения, не понимают, что они слуги народа. Последние 20 лет они воспринимают свои должности как индульгенции на вседозволенность, произвол и безнаказанность. И никак чиновники не желают понять очевидное: социальная напряженность в республике связана в первую очередь с дефектностью существующей власти. Соответственно, населению предлагают согласиться с творимым произволом, предлагают диалог волка и ягненка из известной басни Ивана Крылова. Господа! Может, уже пора, пока не поздно, прекратить развращать и унижать Дагестан и дагестанцев; задуматься над тем, что завтра диалог власти и общества может уложиться уже в русло содержания другой басни бессмертного Крылова — «Волк в овчарне».

Сегодня в Дагестане коммерциализированы все сферы жизни: от преступности и безопасности до культуры и распределения должностей, все имеет свою конкретную цену. Кадры республиканского и муниципального уровня власти также формируются на основе клановости, платности и беспринципности. При этом участие конкретных граждан в общественно-политической жизни Дагестана сведено к минимуму, оно превратилось в голые цифры, полностью подконтрольные власти. К примеру, в Махачкале практически невозможно найти участвовавших в голосовании на весенних выборах в парламент Дагестана, а по протоколам избирательных комиссий высшая представительная и законодательная власть избрана с участием свыше 85% избирателей. Так и получается, что выборы в Дагестане давно превращены в чистую фикцию — бутафорию для Москвы, а извращенная власть сама формирует себя извращенными методами. Поэтому разговоры о демократичности, выборности и ответственности власти в республике всеми воспринимаются с многозначительной усмешкой. Родные институты гражданского общества не просто находятся в зачаточном состоянии, многие из них превращены в придаток власти, и роль их также сведена к многочисленным заседаниям «круглых столов», совещаний, советов, съездов, предназначение которых — запудривание мозгов, «выпускание пара» и прикрытие реальной антигуманной сути существующей власти.

Запад и традиции

Управление в Дагестане сегодня сведено к разделу бюджета, распределению должностей, декларациям и совещаниям. К примеру, если просмотреть кадровые замещения должностей на республиканском и даже на муниципальном уровне за последний год, то мы увидим практически только фамилии уже занимающих государственные и муниципальные должности персон: их жен, детей, родственников, однокурсников, одноклассников и так далее. В Дагестане извращены ценностные ориентиры в социальных отношениях: этноклановые и коррупционные взаимоотношения почти полностью вытеснили правовые. Нормой поведения стало игнорирование общественных интересов, пренебрежение нормами права и морали, притворство и безответственность, лживость и продажность. Правосудие и то стало товаром.

Обществу сегодня бесцеремонно навязываются худшие типы западной «прогрессивной» культуры, которые подминают под себя многовековую, значительно более человечную и древнюю культуру народов Дагестана. Ряд республиканских СМИ, телевидение, по сути, заняты развращением подрастающего поколения, вульгарность на сцене становится нормой. Сегодня в Дагестане нет ни одного певца или певицы, поведение которых укладывалось бы в рамки поведения горца или горянки. Дагестан, как и другие республики Северного Кавказа, преимущественно населяют мусульмане, для которых базовой социальной ценностью исторически является приверженность к общине и преобладание значимости общественных интересов над частными. На протяжении веков жизнь, быт и взаимоотношения горских народов основывались на сводах неписаных и писаных законов — адатах и на шариате, вследствие чего у них формировались особый менталитет, свои ценностные ориентиры: обостренное чувство справедливости и свободы, традиционализм и строгий семейный уклад, непререкаемость авторитета родителей и почитание старших, инициативность и чувство ответственности и так далее. И насаждаемую сегодня власть имущими идеологию безнравственности, продажности и предательства здесь не готовы принимать с распростертыми объятиями, подобные потуги воспринимаются как посягательство на вековые незыблемые ценности.

Одним словом, в республике каста власть имущих вместе с правоохранительными, судебными и иными органами отделилась от народа, они живут по своим правилам жизни. Отделились не только фигурально, но и в прямом смысле: каждый министр или руководитель структуры не только республиканского, но и муниципального уровня охраняется взводом автоматчиков, к местам их работы и проживания не подступиться из-за огромных стен, заборов и ворот. Раньше по площади Ленина в Махачкале ездили маршрутные автобусы, прочий транспорт, теперь это место для избранных, куда вход посторонним давным-давно заказан.

А федеральный центр ничего не замечает, он находится в состоянии летаргического сна. Кремль в течение последних десятилетий продолжает бороться с тем же «религиозным экстремизмом», в основном миллиардами рублей из казны России. И это при повторяющейся из года в год отрицательной динамике результатов экономического и прочего развития. Как показывает практика, миллиардные, практически бесконтрольные дотации из центра в Дагестане лишь усиливают раскол общества и криминогенность. Хотя, чтобы понять причины такого упорства, много ума не надо: на деле это способ кражи бюджетных средств. Все знают об огромных «откатных» суммах, которые оседают в карманах московских чиновников. Именно такой фон дает благодатную почву для культивирования идеологии экстремизма. Ведь экстремизм власти может породить только экстремистские проявления общественно-политической жизни. Поэтому наиболее радикальная и пассионарная часть молодежи взяла в руки оружие, чтобы объявить войну силовым структурам как опоре и инструменту поддержки власти и существующего положения дел. Причиной пополнения рядов вооруженного подполья, безусловно, является и экономическая отсталость Дагестана, и высокий уровень безработицы, но восприятие именно этих факторов как основы вооруженной борьбы с государством в корне ошибочно. Как показывает практика, в «лесных» оказываются ребята далеко не из самых бедных семей: состоявшиеся бизнесмены, их дети, дети руководителей правоохранительных и прочих органов, неоднократные чемпионы Европы и мира и так далее.

Самое страшное, что если количество членов вооруженного подполья исчисляется сотнями, максимум тысячами, прямо и косвенно сочувствуют им десятки, а то и сотни тысяч человек. Происходящее ныне на Северном Кавказе и в Дагестане можно обозначить как протест против нравственной деградации нации и дефектности существующей власти. И эту проблему никак не решить силовыми методами, ведь не каждый способен стать на колени от страха быть убитым. Человека, готового добровольно расстаться с жизнью, бессмысленно пугать смертью. И в борьбе с религиозно-политическим экстремизмом, тем более с массовым недовольством народа, опора только на автомат Калашникова — путь абсолютно бесперспективный и опасный для всех жителей республики, ведь любая война забирает исключительно лучших. И очевидно, что пока власть не поймет эту банальную истину, регион при любых капиталовложениях и контртеррористических операциях будет оставаться генератором дестабилизации обстановки во всей России. Это необходимо понять и осознать, если государство действительно хочет прекратить братоубийство на Кавказе.

Игры власти с религией

В качестве значимых факторов дестабилизации обстановки в Дагестане нужно рассматривать то, что федеральная и региональная власть сегодня реально втянута в межконфессиональную борьбу двух течений в исламе: суфийского («традиционного») и салафитского («нетрадиционного»), где бюрократия делает ставку на «традиционный» ислам, что проявляется в жизни различными феноменами. В частности, неспособность официального духовенства вести эффективную борьбу с идеологией ваххабизма сегодня компенсируется участием в этой борьбе государственных структур, начиная с официальных СМИ и кончая силовым давлением с участием сотрудников правоохранительных органов. Усугубляют ситуацию и не адаптированные к местным условиям (ценностям, традициям и обычаям) федеральные законы, придание этнокультурным понятиям «нация» и «народность» этнополитического смысла, а также неумелая, безграмотная и некомпетентная национальная политика Кремля, которая не учитывает и даже игнорирует специфическую ментальность северокавказских народов.

Подливают масло в огонь и провокационные заявления ряда федеральных политиков типа вице-спикера Владимира Жириновского. Нет смысла повторять их, они общеизвестны, но удивляет отсутствие должной реакции со стороны соответствующих федеральных инстанций, что наводит на определенные нехорошие мысли о наличие в Кремле «пятой колонии», которая хочет развалить Россию через дестабилизацию ситуации на Северном Кавказе и в Дагестане.

Это одна сторона проблемы. Есть и другая. Взрывоопасный Дагестан и Северный Кавказ — это эффектный механизм отвлечения внимания россиян прочих регионов от действий федеральной власти. Сейчас почти завершен процесс формирования образа очередного внутреннего врага, на которого можно свалить вину за провалы и в экономике, и в политике, и в социальных вопросах: дескать, во всем виноват Дагестан (Чечня, Ингушетия — вариантов много), на его содержание уходит слишком много финансов, сил и так далее. А с врагом надо разбираться только силовыми методами, поэтому республика запружена людьми в погонах, здесь каждый день убивают, проходят спецоперации, но ждать позитивного результата не следует. Жизнь уже показала, что двадцать лет борьбы-войны с теми же религиозными экстремистами принесли единственный результат: тысяча убитых и искалеченных дагестанцев и других россиян с обеих сторон, нас ожидает такая же очевидная перспектива, если федеральная и региональная власть не пересмотрит свою политику в регионе…
 

Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=5002

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *