Жизнь зачастую сама расставляет многое по своим местам, но есть вещи, которые нужно делать своими руками.
Когда-то, еще в 1999 году, я сделал фильм «Кадарский треугольник». Не хочу его оценивать с точки зрения художественных достоинств, но меня и тех, кто работал со мной над этим фильмом, уже тогда заставили задуматься некоторые эпизоды той войны.
О том, что насилие и жестокость порождают новый виток насилия и жестокости. О том, что невозможно средневековыми методами бороться с современными проблемами. Со времени выхода той передачи прошло много времени, но старые беды вернулись. Значит, действительно, я был прав тогда: что-то очень важное было сделано неправильно.
Диагноз
К сожалению, за минувшее десятилетие наше общество стремительно деградировало и растеряло способность накапливать опыт и подвергать анализу даже собственные действия. Для того чтобы ситуация складывалась именно так, старались многие. Итог таков: за эти годы мы откатились по эволюционной спирали гораздо дальше, нежели за все бандитские девяностые. Потеря наших исторических корней, связей с родными горами, разрушение традиционных джамаатов, разрушение семейных ценностей привело к тому, что горцы оказались неспособными противостоять нравственной эрозии. Старая система ценностных координат оказалась разрушенной, новая не появилась. У нас нет общественного иммунитета против разрушающих нас процессов.
Мы пришли к массовому мракобесию, с одной стороны, и к стремительной маргинализации – с другой. Здоровых сил в обществе остаётся мало. А если прибавить к этому проявление массового цинизма и полное приятие коррупции как нормы жизни, то картина вырисовывается печальная. И здесь размышления о будущем напоминают поход на фильм ужасов. Какое будущее нас ждёт, если у нас практически нет ни одного физико-математического лицея хотя бы на том уровне, на котором работал лицей № 8 во времена, когда его директором был Иноземцев? Как вы полагаете, какое будущее нас ждёт, когда в системе приоритетов, предлагаемых молодёжи, получение знаний в области наук, способствующих эволюционному движению вперёд, вытесняется приоритетом религиозных наук? Да и в вопросах развития европейской ветви нашей культуры всё ещё хуже.
На протяжении непростительно многих лет в качестве критерия у нас выдвигалась деклассированная алкоголичка с сигаретой в зубах, несущая полную чушь относительно описываемого ею предмета. За эти годы общество полностью растеряло стремление к тому, что мы называем позитивным мышлением. Общество растеряло брезгливость, чувство меры, нравственные ориентиры. Уже выросло новое поколение, которое не представляет, что жизнь может строиться по другим принципам, нежели это происходит сейчас.
В 1999 году казалось, что проблема с экстремистским крылом ваххабитов уже решена. Те, кто мог, уехали за границу; те, кто не захотел, были физически уничтожены. Проходит десять лет. Дети тех, кого разбомбили в 1999 году, выросли. Выросли и те, кто им тогда сочувствовал. А ещё благодаря милицейскому беспределу, несправедливости системы, отсутствию работы и института выборов к потомственным инакомыслящим прибавилась протестная толпа. Сейчас в спецоперациях погибает следующее поколение дагестанцев. И тех, кто на стороне инакомыслящих, стало гораздо больше, чем 12 лет назад. Как и раньше, мы не видим анализа причин, из-за которых ряды экстремистов пополняются с завидным упорством.
Незрелое общество не в состоянии трезво оценивать риски и противостоять проблемам, которые ставит перед ними время. Мы снова и снова выбираем не системные решения, запускающие развитие событий по иному (мирному) сценарию, а именно силовой вариант, и находим этому оправдание. Прослеживается чёткая линия – там, где у нас начинают бороться с каким-то явлением, это явление усиливается многократно. Такое чувство, что борьбу с экстремистами ведут малограмотные, злые на весь мир, ограниченные товарищи. Всего один пример их профессиональной несостоятельности – это сбросы грязи, которые они регулярно устраивают в Интернете. Вместо того чтобы вести грамотную борьбу с проявлениями экстремизма, коррупции, нарушения гражданских прав, из недр спецслужб вылезают очередные поклёпы на представителей независимой прессы. Интернет-помойка стабильно пополняется очередными плодами больного воображения неизвестных авторов в погонах. Если они также борются с экстремизмом, как с журналистами, то можно прогнозировать, что экстремизм у нас никогда не закончится.
Синдром Че
Даже в очень гармоничном и здоровом обществе всегда есть маргиналы. Наличие одного-двух даже полезно: появляется возможность на конкретном примере показать, как низко может опуститься человек. Для нормальных людей это служит неким сдерживающим фактором. Никто не может объяснить, почему вдруг появляются такого рода люди, впрочем, как и люди, болеющие революцией. Они будут в любом случае. Но причиной для беспокойства должна быть ситуация, когда в рядах маргиналов оказывается критически большое количество людей. Это прямое свидетельство того, что система даёт сбой и требует реформ, что дальнейшее игнорирование причин, по которым происходит массовая маргинализация, может привести к социальному взрыву.
Практика похищений и внесудебных казней, принятая сейчас на вооружение, только увеличивает количество протестного электората. Убийства без суда и следствия представителями государства подрывают основы доверия к системе. Государство, которое держится не на уважении, а на страхе, обречено. Для того чтобы понимать это, принимать соответствующие решения, во властной вертикали должно быть достаточное количество людей, способных мыслить историческими категориями. У нас, к сожалению, там сплошь дети особистов, сексотов, аппаратчиков; гуманизмом или хотя бы здравым смыслом здесь даже и не пахнет. Любовь к крайней мере наказания в нашей стране неизбывна с давних пор. Однако время диктует свои законы – государственная система, существующая во времена информационного общества, должна на структурном уровне отличаться от той системы, что была у нас двадцать лет назад, иначе система не способна отвечать на вызовы времени. Следствие этого – параллельное существование теневых структур.
И дело уже не только в теневой экономике. Недееспособная система привела к полной деградации всего того, что служит каркасом общества, и к созданию параллельных или теневых каркасов. К примеру, неработающий закон начинает заменяться шариатским правилом или институтом кровной мести. Люди, понимая, что преступник не будет наказан по суду, сами наказывают его. Несправедливое распределение финансовых потоков (зарплаты ниже прожиточного минимума учителей и врачей) приводит к коррупции в здравоохранении и образовании. Отсутствие института выборов приводит к тому, что люди свою протестную энергию выпускают через религиозное русло. Откуда такая толпа религиозников? Это люди, не нашедшие себя в рамках светской модели. От добра добра не ищут!
У наших бед есть системные причины, и бороться с системными причинами нужно, исправляя определенный, конкретный участок системы. Но у нас этих сбоев так много, что иногда кажется, что создавать новое на ровном месте будет проще, нежели ремонтировать старое. Но даже на уровне разбора какого-то фрагмент у нас никто не может вслух назвать действительные причины произошедшего. Все боятся, что по цепочке придётся вскрывать и другие проблемы.
Время Х
То, что Дагестан стоит на пороге социального взрыва, очевидно не только мне. То, что республика наводнена военными и прочими силовиками, есть показатель того, что на уровне вертикали понимают – гражданская война в Дагестане вполне возможна. Но самое странное то, что с причинами, порождающими это пограничное состояние, никто всерьёз не намерен бороться.
Иногда мне кажется, что их даже намеренно не замечают и не озвучивают. Похоже, что, как всегда, будет выбран вариант всех «замочить». А если уж быть до конца откровенным, такое чувство, что выбор дальнейших действий делают малограмотные люди, которые не знают истории даже в рамках школьной программы. Их поступки говорят о том, что им не известно ничего ни про Варфоломеевскую ночь, ни про охоту на ведьм, ни про нацистские костры из книг, ни про сталинские репрессии. И главное – они не знают, какие методы осуждаются в историческом аспекте, а какие остаются достойным примером. Такое чувство, что они намеренно не хотят знать, что похищения, пытки и внесудебные казни, ставшие сегодняшней реальностью в Дагестане, не решат ни одной из наших проблем, а скорее усугубят их, порождая всё новые волны протестующих. Да и то, что государство спокойно принимает саму возможность, когда одни его граждане убивают других, не есть хорошо. Снижается ценность человеческой жизни, сужается поле гуманизма, общество начинает жить по другим понятиям. И тогда не нужно удивляться ни гестаповским методам милиционеров, ни садистской жестокости экстремистов, ни мракобесию, ни идеализации маргиналов. По-другому и быть не может, ведь малограмотные горячие головы выбрали именно кровавый вариант…
На прошлой неделе в Хасавюрте состоялось очень важное мероприятие. За закрытыми дверями шел диалог между представителями мирного салафизма и сторонниками вооруженной борьбы. Я как гражданин и просто человек приветствую усилия Аббаса Кебедова и Сулаймана Уладиева. Это гражданский подвиг. Более полутысячи человек с именем Господа начали диалог для установления мира в Дагестане. Здесь не обсуждались политические интриги, здесь не было бекмурзаевской бесконечной демагогии – люди говорили конкретно и по делу. Это только первые шаги реального гражданского общества, которое устало ждать, пока система начнёт решать насущные проблемы граждан.
Планируется, что следующим после Хасавюрта местом, где состоится аналогичный диалог, будет селение Агвали Цумадинского района. Если после всех этих многочасовых и трудных разговоров будет спасена хотя бы одна человеческая жизнь, если перестанут убивать людей в форме и без формы, если мы распробуем вкус победы, полученной без крови, то это уже достаточные основания для прижизненного памятника простым гражданам Сулайману Уладиеву и Аббасу Кебедову.
Жизнь зачастую сама расставляет многое по своим местам, но есть вещи, которые нужно делать своими руками. Спокойную и счастливую жизнь, справедливое общество, успешную экономику мы построим только собственными руками. А пока продолжаем жить с проблемами замедленного действия, которые мы не смогли или не захотели решить, загоняя болезнь внутрь.