К атланаульцам никак не подплывет «ковчег»
Сильный ливень 7 мая привел к наводнению в селении Атланаул, Буйнакского района, в результате которого затопило около 50 частных домов. Обошлось без жертв, однако более 60 человек, в их числе 37 детей, потеряли большую часть своего имущества.
Они до сих пор продолжают искать свои вещи, которые водой унесло по разным улицам села. Многим из пострадавших приходится ночевать и питаться у родственников, поскольку находиться в собственных домах опасно для жизни. Пока никакой помощи со стороны местных властей не поступило, и жители своими силами ликвидируют последствия страшного ливня.
По протоптанным дорогам
По протоптанным дорогам движемся в пострадавшее село. Улицы Атланаула пока в грязи. Вода по ним уже не течет рекой, как это было во время наводнения, но о прошедшей стихии напоминает многое: трещины в стенах домов, снесенные заборы, деревья, вырванные с корнями, а еще предметы быта и одежда, перемешанные с грязью. Практически в каждом втором дворе из-за низких заборов можно увидеть, как сельчане приводят в порядок дворы, стирают ковры. Работа их кажется бесконечной: после наводнения село в руинах.
Как рассказывают жители, дождь начался где-то в 17.30. Через десять минут он перешел в ливень и град, после чего и произошел потоп. «Когда я увидела волну черной воды высотой в три метра, наваливающуюся в мой двор из-за бани, – делится с нами Зарема Тахтарбекова, – я решила, что наступил конец света. Страшно было очень. До сих пор трясет, как вспомню».
Об этой страшной волне рассказывают и другие жители. Они объясняют, что со стороны соседнего села проходит большая канализационная труба, которая после прошедших сильных дождей, не выдержав, прорвалась. Потоки воды снесли перегородки, заборы, ворота, затопили дома, испортили мебель. Вода неслась быстрой рекой и уносила с собой домашнюю утварь, ковры, одежду, даже людей. Без жертв обошлось чудом, считают жители. «Я с ребенком на руках успела забежать в дом. Хорошо, что мать была у соседей. Моя сестра в это время оставалась в маленьком домике, что в нашем дворе. Вода полностью затопила комнаты. Я очень испугалась за сестру и два раза нырнула в воду, чтобы пробраться к ней», – рассказывает Тахтарбекова. Тогда она не знала, что ее сестру уже унесло волной от дома. Еле зацепившись за трубу, женщина два часа ждала помощи спасателей в холодной воде. Между тем ни МЧСников, ни врачей «скорой» в этот день так и не дождались. Женщину с трудом вытащили из воды соседи. «В Интернете читали, что всех нас эвакуировали спасатели. Как не стыдно такое писать? Машина «скорой помощи» даже не могла к нам подъехать. Никто не был эвакуирован, мы не покидали свои дома, нам и не предлагали помощи», – рассказывают пострадавшие.
Сейчас маленький дом женщины не узнать. Трудно поверить, что там когда-то жили люди. «Когда дороги стали проходимыми, я, завернув в одеяло, увезла своего пятилетнего ребенка с переломом ноги в больницу. Мы остались без верхней одежды, без пропитания. Спасибо соседям за то, что помогают продуктами, одеждой. А помощи со стороны властей не знаем когда ждать. МЧСники, которые приезжали на следующий день, обещали помочь восстановить крышу, но… Видимо, все еще в пути», – делится пострадавшая Тахтарбекова. Хозяйка дома, пожилая Рукият Баталова, сразу после случившегося тоже была госпитализирована. От переохлаждения и стресса у женщины начались проблемы со здоровьем.
Все жители села вспоминают предпраздничный день 7 мая как самый кошмарный в своей жизни. Даже атланаульский долгожитель Юсуп Гаджиев, с грустью глядя на свои одинокие ворота без забора, говорит: «Мне уже 89-й год, но такого в своей жизни я еще не видел…»
От наводнения в Атланауле пострадали практически все жители. Но больший ущерб понесли 48 домов. Это почти 60 человек, больше половины из которых – дети. Грязная «река» разделилась на два рукава и сильно повредила дома, расположенные по разные стороны села. Люди, встречавшиеся нам на улицах, звали посмотреть и сфотографировать именно их дом. «Все испорчено, ничего не осталось. Заходите, посмотрите», – говорили они.
Чье дело – спасение утопающих?
К пострадавшим от наводнения за истекшую неделю приходили и с местной администрации, и с БТИ, и с МЧС. Смотрели, сожалели и обещали помочь. Вот только когда – не известно.
Семья Амасхановых от стихии пострадала больше всех. Их одноэтажный дом (а вернее то, что от него осталось), расположенный на окраине села, мы нашли без труда: жители, наслышанные об их беде, указали нам дорогу. «Их там, наверное, и нет. Дом-то совсем затопило», – говорили вслед. Между тем хозяев в доме мы все-таки застали. Маленькая семья – отец, мать и их сын – разбирала завалы. Хозяйка Марьям Амасханова благодарит всевышнего, что с их ребенком, 11-летним Абдулаком, ничего не произошло. «Слава Аллаху, он жив. Страшно подумать, что могло бы произойти, если бы мой мальчик повел себя иначе!», – со слезами говорит женщина. Абдулабек с другом в тот роковой вечер находились одни дома. От потопа в доме мальчики убежали через окно. «Если бы они вышли через дверь, то легко могли бы утонуть. Вода достигала высоты больше двух метров», – рассказывает его мать.
Семья Амасхановых заселилась в свой дома два года назад. Недавно сделали ремонт, купили мебель. Ни от того, ни от другого ничего не осталось. Более того, представители местной администрации сказали, что в доме проживать опасно для жизни, и в ближайшее время его нужно снести. Что дадут взамен, и дадут ли вообще, жители не знают. «Ничего конкретного не обещают», – говорят жители. Сейчас семья разместилась у родственников. «Нам хотя бы вагончик дали бы, – надеется Марьям, – сколько мы будем жить у родственников? У них ведь тоже большие потери».
Такое равнодушие со стороны местных и республиканских властей пугает жителей, которые, безусловно, надеются на компенсацию ущерба. Тем более что на наводнение во Владикавказе, произошедшее того же 7 мая, высшее руководство отреагировало сразу же. Напомним, в результате ливня с градом во Владикавказе затоплены 40 частных домов, с некоторых строений сорваны крыши, разрушены дороги и оборваны линии электропередачи.
Александр Хлопонин пообещал оказать помощь Северной Осетии, пострадавшей от стихии. Почему полпред президента по СКФО не счел нужным обратить внимание на соседнюю республику, остается неизвестным.
Между тем на сайте МСЧ России по Дагестану размещена подробная информация о помощи пострадавшим от стихии в нашей республике. «В ходе ликвидации чрезвычайной ситуации в МО «Буйнакский район» проведены следующие мероприятия: обеспечена охрана общественного порядка на территории села Атланаул; оказана медицинская и психологическая помощь пострадавшему населению. Всего привлечено 16 человек, шесть едениц техники, в том числе от ГУ МЧС России по Дагестану семь человек личного состава, две еденицы техники», – сообщается на сайте. Однако, по словам жителей, единственная техника, которую видели в селе, – это тракторы, выравнивавшие улицы от ухабов.
За информацией о том, как идет работа на месте наводнения и получат ли компенсацию за потерянное имущество жители, «НВ» обратилось и в администрацию Буйнакского района, и в администрацию селения Атланаул. Но, к сожалению, получить какие-либо комментарии не удалось. Остается надеяться, что главы неуловимы именно по причине большой занятости вопросами ликвидации последствий стихии.
* * *
Наиболее пострадавшим от стихии не оказали даже первой помощи. Гуманитарная помощь в виде необходимых продуктов и одежды поступает пока только от родственников и соседей. «Ковчег» никак не подплывет к атланаульцам. Стало быть, у нас вышло как в поговорке «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Источник: http://gazeta-nv.ru/