Талончик техосмотра никчемной бумажкой назвал не кто-нибудь, а глава Российского государства Дмитрий Медведев. «Я уверен в том, что нынешняя система техосмотра транспортных средств изжила себя напрочь, особенно в тех случаях, когда речь идет о крупных городах», — заявил Президент РФ. — Наши автомобилисты часами выстаивают в очередях. Для чего? Для того, чтобы получить никчемную бумажку, смысл которой в том, что эта машина может пока ездить».
Президент дал поручение к 1 июля подготовить предложения о существенном упрощении процедуры технического осмотра транспортных средств или о полной его отмене. Ответственными за выполнение президентского поручения назначены первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов и глава МВД Рашид Нургалиев. Затем 8 мая во время беседы с ветеранами он подтвердил, что в скором времени примет решение о процедуре прохождения техосмотра автомобилей.
Это решение главы государства нашло горячую поддержку у всех без исключения автомобилистов. Оно и понятно: надо потратить уйму времени, нервов, денег для получения действительно никчемной бумажки. Как автомобилист с многолетним стажем могу засвидетельствовать: бывали времена, когда этот талончик в течение года ни разу не доставал из кармана. Вот и срок действия нынешнего талона вскоре истекает, и уже вынужден думать над тем, проходить ли техосмотр «по закону» или же чуть переплатить и решить проблему быстро.
То, что талоны техосмотра элементарно продаются, никакого секрета не составляет. Чтобы убедиться в этом, достаточно на любом из поисковиков набрать слова «купить техосмотр», и Интернет любезно предложит сотни вариантов. Большинство предложений завуалировано под безобидной «помощью в прохождении техосмотра».
Многие блогеры утверждают, что техосмотр превратился в коррупционный налог в чистом виде. Это подтвердят и элементарные арифметические действия. Если, скажем, в Дагестане полмиллиона машин проходят техосмотр (маршрутные такси должны проходить техосмотр два раза в год), то при средней стоимости в 1000 рублей набегает полмиллиарда рублей. Внушительная для дотационного региона сумма. В целом же по стране в карманах «коммерсантов» на ниве техосмотра оседают более 40 миллиардов рублей. Самое интересное то, что владельцу автомобиля этот талон ничего не дает. Если полис ОСАГО дает хотя бы надежду на то, что в случае ДТП часть расходов будет возмещена, то талон техосмотра – бумажка совершенно никчемная. И идея, прозвучавшая из уст Президента РФ Дмитрия Медведева, витала в воздухе давно.
Однако эйфория от скорой отмены техосмотра прошла быстро. Реалисты, коих оказалось большинство, углядели следующий расклад: коли президент предложил или существенно упростить процедуру технического осмотра транспортных средств, или полностью отменить, то будет выбран первый вариант. А за словами «упростить процедуру» многие блогеры усмотрели элементарный рост стоимости талона. Кстати, первая ласточка уже прилетела: объявлено, что в Москве с 1 июля планируется увеличить стоимость техосмотра на 35 процентов. Следовательно, техосмотр легковушки вырастет с 690 до 930 рублей, грузового автомобиля массой до 3,5 т — с 790 до 1070 рублей, массой от 3,5 до 12 т — с 1060 до 1430 рублей. При этом об упрощении самой процедуры ничего не сказано.
А упрощать тут есть много чего. К примеру, чтобы пройти техосмотр автомобиля, физлицо должно представить 8 документов, среди которых и полис ОСАГО. Интересно, какую можно установить связь между техническим состоянием транспортного средства и тем, застраховано ли данное транспортное средство или нет. Список документов для прохождения техосмотра юридическим лицом еще обширнее. Тут и копия устава, и балансовая справка, и номера ИНН и КПП, и даже образцы подписей начальника и главного бухгалтера. Мало того, необходимо представить приказы о назначении ответственного за техническое состояние транспортных средств и ответственного за обеспечение режима труда и отдыха водителей. Водители ни сном ни духом и не ведали, что доблестная ГИБДД заботится о режиме их труда и отдыхе.
А упрощать тут есть много чего. К примеру, чтобы пройти техосмотр автомобиля, физлицо должно представить 8 документов, среди которых и полис ОСАГО. Список документов для прохождения техосмотра юридическим лицом еще обширнее
Самый главный аргумент, чем вызвана необходимость ежегодно проводить техосмотр, – то, что транспортное средство представляет из себя источник повышенной опасности. «Это личное дело каждого автомобилиста — содержать свою машину в исправном техническом состоянии. Пусть тогда и пешеходы приходят на техосмотр, показывают свою обувь, вдруг там стертая подошва, поскользнутся, упадут, под машину могут попасть — они тоже участники дорожного движения», — ерничают некоторые участники обсуждения темы. Что же касается аварийности в результате технических неполадок автотранспортных средств, то такие случаи, если верить статистике, составляют 0,7 процента, потому этот аргумент логической силы не имеет. Отказались же Грузия и Украина от такой процедуры – и ничего, аварий больше не стало.
Некоторые специалисты утверждают, что полностью отказаться от проведения техосмотра невозможно. Дело в том, что сие действо прописано в международных актах, в частности, в Венской конвенции, которую подписала и Россия. Без техосмотра ни одна машина не сможет выехать за границу, ее завернут обратно прямо на таможне.
Неприятности ждут и тех, кто на своем авто не собирается за границу. Дело в том, что согласно КоАП РФ, управление ТС, не прошедшим государственного технического осмотра, влечет штраф 500-800 руб., запрещение эксплуатации ТС со снятием государственных регистрационных знаков.
Недавно был принят Закон «О полиции». Согласно ему, МВД и так обязано было до 1 января 2012 года передать функцию техосмотра на рынок. Каким образом это сделать, пока непонятно, закон о техосмотре, в котором прописан новый порядок проведения этой процедуры, завис. Он девять месяцев назад прошел первое чтение в Госдуме. Однако поправки к нему до сих пор находятся в правительстве. Поэтому когда он доберется до второго чтения, неизвестно.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=16441