Россия – Иран: новому времени — новые формулы дружбы!

Удивительные слова мы читаем в Коране, когда хотим понять замысел Творца о многообразии человеческих обычаев, языков, рас и культур: «Мы создали вас парами, мужчинами и женщинами, племенами и народами, дабы вы познавали, обогащали друг друга».

В наши дни рядом с Россией есть страна, которой буквально каждый день угрожают с Запада бомбардировками и, как минимум, уничтожением её ядерных объектов. Это Исламская Республика Иран, наш сосед с юга, а для Дагестана – столь близкий сосед, что трудно провести историко-культурную границу, настолько взаимосвязаны и влияют друг на друга традиции веками живущих на берегах Каспия народов тюркского, иранского и кавказского происхождения. Однако, долгие годы, прежде всего при советской власти, древние корни общения были подорваны… и теперь пришло время их восстановить заново. Рассмотреть наше общее будущее вместе с меняющимся на глазах иранским государством – задача нового поколения.

Об этом культуролог Джаннат Сергей Маркус беседует с Александром Ивановичем Полищуком – председателем Общества Дружбы Россия-Иран (Москва).

— Вы уже не первый год возглавляете Общество дружбы между Россией и Ираном. Наверно, к этому привела Вас вся жизнь? Как она связана с Ираном?

А.И. Полищук: Да, Общество Дружбы Россия-Иран я возглавляю с 2006 года. До этого работой Общества руководил доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой иранской филологии в ИСАА МГУ Владимир Борисович Иванов. В 2006 Президиум Общества возложил работу по руководству на меня в связи с большой занятостью В.Б.Иванова. А само Общество возникло в конце 1990-х годов по инициативе иранистов из Института востоковедения Российской Академии наук и ведущих столичных вузов, которые были профессионально заинтересованы в развитии и поддержании постоянных контактов с Ираном. В работе Общества принимают активное участие на добровольной основе более ста членов — и это не считая большого отряда студентов, изучающих язык фарси, историю, культуру и литературу Ирана.

Потенциал для развития Общества — очень большой, так как в России фарси ныне изучают в 17 вузах. А мой собственный интерес к Ирану и иранистике возник давно, со времени обучения в институте, когда нам преподавали язык и страноведение стран, где говорят на персидском или его диалектах. Я имею в виду прежде всего Афганистан, где официальным языком является дари, или как его ещё называют фарси-кабули. В начале своей переводческой деятельности, в ранние 1970-ые годы я, как и многие мои коллеги, работал переводчиком в Афганистане. В то время у нас были прекрасные отношения с этой страной и, в общем-то, сносные, но достаточно ограниченные отношения с Ираном. В 1980-ые годы, после возвращения из длительной командировки в Афганистан, я защитил кандидатскую диссертацию по истории и перешёл на преподавательскую работу. В 1999-2004 работал старшим экспертом Торгового представительства РФ в ИРИ. В настоящее время продолжаю преподавать фарси, историю и культуру Ирана в МГЛУ и веду научную работу по истории и текущей политико-экономической ситуации в Иране. Можно сказать, что с иранистикой и Ираном — связана вся моя жизнь.

— Чем деятельность Обществ дружбы с зарубежными странами в советское время отличается от действий в современных условиях? Какие есть тут плюсы и минусы?

— В советское время Общества дружбы с зарубежными странами пользовались материальной и политической поддержкой государства и это значительно облегчало работу, а также ставило её на более высокий, государственный уровень. После распада СССР ситуация резко изменилась к худшему. Работа по линии Обществ дружбы практически прекратилась. Однако, постепенно некоторые Общества дружбы стали возрождаться усилиями энтузиастов-общественников, так как существует объективная потребность в общественных организациях для поддержания всякого рода контактов, помимо официальных, с общественностью других стран.
Есть реальная потребность в так называемой «народной дипломатии», которая помогает народам лучше понять друг друга и более эффективно сотрудничать через личные связи и контакты на неофициальном уровне.

Работа Обществ дружбы или Обществ сотрудничества, как они пока часто называются, значительно активизировалась после создания Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству – сокращённо РОССОТРУДНИЧЕСТВО. В настоящее время за рубежом действуют более 70 представительств Россотрудничества. Активизировалась и работа Обществ дружбы и сотрудничества в самой Российской Федерации. К примеру, 16-17 декабря 2010 в Москве прошёл Международный общественный форум «Роль народной дипломатии в развитии международного гуманитарного сотрудничества», который определил основные направления дальнейшего расширения сотрудничества с зарубежными странами.

Наше Общество Российско-иранской дружбы также планирует активизировать свою работу и приглашает к сотрудничеству всех заинтересованных лиц и организации!

— Ваше самое любимое в Иране: город или село, музей или мечеть, личность в современной культуре или классик прошлого, тип девушек, блюдо, произведение музыки?

— В Иране мне нравится очень многое. Прежде всего — это люди. Иранцы в массе своей очень доброжелательны, гостеприимны, вежливы, приветливы, любознательны, терпимы, готовы помочь и посочувствовать в горе и беде. Конечно, поражает природное разнообразие Ирана, памятники древности, архитектура и поэзия. Я люблю классическую иранскую музыку, иранскую кухню, особенно дизи и шашлык «шандиз», дуг, маст, иранские пирожные, фисташки и аджиль.

Из мечетей наибольшее впечатление производит сакральный комплекс в Мешхеде, где при посещении возникает особое чувство духовного подъёма и благоговения. Видимо, молитвы верующих каким- то образом очищают наше сознание и душу. Незабываемое впечатление производит и древнейший Персеполис, а также Пасаргады, где ощущаешь первозданное величие иранского духа. Мне представляется, что Пасаргады — это сакральное место, со своей особой энергетикой.

— Что бы Вы посоветовали тем молодым, кто только-только задет увлечением "персидскими мотивами"?

— Молодым востоковедам и иранистам могу посоветовать прилежно учиться у своих учителей, посвятить свою жизнь как можно более глубокому овладению всеми областями знаний об Иране. Также — любить страну, любить народ, уважать чувства верующих, нравы, обычаи, традиции и образ жизни иранцев.

— Какова, по Вашему мнению, специфическая роль мусульман нашей страны в развитии отношений с Ираном?И роль христиан в том же процессе?

— И мусульмане и христиане должны уважать друг друга, следовать заветам своих религий, так как при ближайшем рассмотрении — у истинно верующих людей очень много общего в моральных нормах и принципах. Во-первых, и это самое главное, это — вера. Может быть, со мной не все согласятся, но Бог — Един, как бы Его ни называли и как бы, в каких формах, Ему ни молились. Думаю, что такие понятия как вера, надежда и любовь — близки всем и помогут нам жить в мире и дружбе. Будьте терпимы друг к другу и своим личным примером праведной жизни, а не словами и спорами, доказывайте свою правоту и своё благочестие. Да хранит вас Господь!
 

Источник: http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&news_id=73378

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *