Статья о польско-кавказском боевом братстве

Автор статьи — брат моей бабушки, полковник Генштаба Войска Польского Багауддин Хурш (см.), участник Советско-Польской войны 1920 г. Похоронен он на воинском кладбище в Лондоне. «Эмир Хассан» — его литературный псевдоним (так звали нашего родоначальника). Статья была опубликована в эмигрантском журнале «Горцы Кавказа», который выходил в свет в Праге.

Эмир ХАССАН
«СТРАНИЧКА ИЗ НЕДАВНЕГО ПРОШЛОГО»*

Кровавые бои под Плоцком и в самом городе закончены. Эскадроны Татарского полка, ценою потери почти трети состава удержали в своих руках переправу через Вислу. Яростные атаки кубанских и донских казаков кавалерийского корпуса Гая были отбиты, и мост под Плоцком был удержан уланами до подхода пехоты. Покрытые пылью, изнурённые лица бойцов сияли беспредельной удалью и боевым задором. Казалось, что под защитным цветом мундира возрожденной польской армии воскресли воины Батыя и уланы Владислава Ягеллы из-под Грюнвальда.**
Еще не успевшие привести себя в порядок, покрытые кровью и пылью куначились польские татары с кавказскими горцами – радость близкой победы еще более сблизила близких по крови и духу героев.
Польский язык переплетался с гортанным говором горцев, все делятся своими впечатлениями – ведь ими только что разгромлен один из лучших кавалерийских корпусов Красной Армии. Под сенью Белого Орла*** горцы получили еще раз возможность торжествовать над своим извечным врагом.
На рысях выехали из города три небольших разъезда. Поспешно собираются эскадроны на сборном пункте, оживляя опустевшие улицы звоном оружия и топотом коней.
В ожидании приказаний, под звуки примитивных инструментов легко и весело танцуют горцы лезгинку. Нет-нет выходят из среды татар одиночки, знающие этот танец Кавказских гор.
В августовское утро стройными рядами выезжают из Плоцка два эскадрона Татарских улан, провожаемые восторженными криками храброго населения, наравне с уланами, расстреливающими атакующие колонны красной кавалерии.
Эскадроны вытянулись в направлении Серпц. Все поле за Плоцком покрыто трупами людей и лошадей – их не успели еще подобрать. По ним можно судить, какие огромные потери понес противник под Плоцком. Однако, это не все: еще большее количество вражеских трупов лежит в самом городе, в уличных боях враг понес огромные потери.
В голубом тумане августовского дня реют цветные флюгера, пыль окутывает колонну, ложась серой массой на крупы лошадей, на мундиры и лица улан.
В головном эскадроне кто-то затягивает песню: «Мы – татарска язда…» В хвосте слышится протяжная песня далеких гор Кавказа. В братском согласии уланы Мустафы Ахматовича едут к новой славе, к новым победам, веря в прекрасное утро, которое осенит и седые вершины Кавказа.

============
* Автор статьи во время Польско-Советской войны 1919-20 гг. состоял в Польской Армии в рядах Татарского Уланского им. Мустафы Ахматовича полка, который большей частью укомплектован был добровольцами-горцами (6 офицеров и 226 рядовых).
** В битве под Грюнвальдом (15 июня 1410 г.), где соединенные польско-литовские войска под начальством короля Владислава Ягеллы положили конец могуществу ордена крестоносцев, участвовали и полки польских татар во главе с Мустафой Ахматовичем. В воздаяние оказанных в этой битве заслуг все татарское население Польши и Литвы особой грамотой короля было возведено в дворянское достоинство.
 

Источник: http://murtazali.livejournal.com/237517.html#cutid1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *