140 лет назад 4 февраля не стало третьего имама Дагестана и Чечни Шамиля (1797—1871). Сегодня это имя чрезвычайно популярно в обществе. Уникальность Шамиля, помимо всех его физических и нравственных достоинств, заключается в создании им на территории Дагестана и Чечни исламского государства. Предвидя скепсис некоторых злопыхателей на предмет легитимности и реальности этого государства, отметим, что государство это со своими трудностями и проблемами все-таки существовало и функционировало по законам шариата.
Голос из прошлого
Надо ли говорить, с какими трудностями столкнулся имам, утверждая слово Всевышнего в горском мире? Сегодня, читая его указы и наставления, удивляешься, насколько они современны и необходимы в нынешнем «демократическом» обществе. Например, в письме к наибам и кадиям имамата в 1847 году, имам строго предупреждает о наказаниях за взятки: «…До моего сведения дошло, что вы вопреки установленного порядка берете выкуп от лиц, отбывающих наказания в тюрьмах, и освобождаете их до окончания срока заключения. Этим самым вы нарушаете Божьи законы и отвлекаете людей от шариата… От арестованных следует брать денег столько, сколько необходимо для уплаты надзирателям. Кто же осмелится брать сверх указанного, я буду беспощадно карать: отрежу нос и уволю с должности. Каждый кадий должен прочитать настоящее письмо перед всем обществом, а потом незамедлительно перешлет в другое общество. Кто ослушается, пусть пеняет на себя…».
Часто, особенно в пятничный день, мы становимся свидетелями недостойного поведения прихожан в мечети. Посторонние разговоры во время произношения имамом проповеди, нестройные ряды во время коллективного намаза, включенные мобильные телефоны, фривольные мелодии которых мешают сосредоточиться на молитве, да и просто некультурное поведение в Доме Всевышнего. Показательны в этом отношении указы Шамиля: «Следить, чтобы в мечети не велись светские разговоры, чтобы во время призыва на молитву люди молчали и слушали призывающего. Следить, чтобы взрослая часть населения изучала и совершала все обряды».
Показательны указания Шамиля и по поводу церемоний во время похорон и поведения людей во время них. Не раз мы бываем свидетелями, когда, приходя в дом покойного с соболезнованиями, видим богато накрытые столы, какие можно увидеть лишь на свадьбах или днях рождения. Между тем имам требовал от своих сподвижников: «…Не давать без дела слоняться и сидеть по долгу в доме покойника. Запрещать родственникам покойного принимать принесенные подарки. Следить, чтобы в дом покойника ходили без всяких приношений…».
Об имаме Шамиле
Имя Шамиля занесено в скрижали мировой истории. И, как правило, в подобных случаях это имя нередко использовалось и используется в своих целях политиками, религиозными деятелями, государством. В течение 140 лет после смерти имама он успел стать и официальным народным героем, и «ставленником султанской Турции и английских колонизаторов», и реакционером. В 1942 году про Шамиля вдруг вспоминает советское правительство. Почему? Немецкая армия рвется на Кавказ, и для его обороны необходимо повышение патриотического духа советских граждан, а посему в Даггосиздате было решено издать книгу П. Павленко «Шамиль». А собранные дагестанцами средства стали хорошим подспорьем для создания танковой колонны, имя которой дали «Шамиль» и которая громила гитлеровцев на фронте. Немецкое командование в своих целях тоже использовало имя Шамиля. Так, в августе 1942 года была создана зондеркоманда «Шамиль», которая должна была осуществить диверсионную военную операцию под таким же названием в районе Грозного. Но в послевоенное время официальная точка зрения по отношению к Шамилю изменилась. Народно-освободительная борьба кавказских горцев была объявлена «реакционной войной, ставившей своей целью насильственное обращение немусульманских народов Кавказа в ислам и полное экономическое, национальное и духовное порабощение всех народов и народностей Кавказа». Но и сегодня, учитывая непростую обстановку в кавказском регионе, различные проявления исламофобии в целом по стране, официальное отношение к Шамилю различно.
К 140-летию имама
31 января в конференц-зале Национальной библиотеки в Махачкале прошло мероприятие, посвященное 140-летию со дня смерти имама Шамиля, оставив довоякое впечатление. Казалось бы, надо радоваться таким мероприятиям, которые поддерживают и сохраняют в памяти народа историю об этом великом человеке. Однако, во-первых, если мероприятие проходило под эгидой Духовного управления мусульман Дагестана (так, по крайней мере, было заявлено), то хотелось бы в первую очередь услышать мнения сведущих людей, алимов, касающихся некоторых религиозных аспектов народно-освободительной борьбы горцев под руководством Шамиля, шариатских положений в имамате, новых переводов источников, раскрывающих различные стороны священной войны и законотворчества в первом и пока единственном исламском государстве в истории Кавказа. Кому, как не представителям этой организации, просвещать любителей отечественной истории? Одно можно сказать с уверенностью, что никаких подвижек в этом направлении нет. Ничего подобного мы не услышали, кроме дежурных, неинтересных выступлений. К тому же один из «блестящих» ораторов объявил Шамиля «великим россиянином», что вызвало у некоторых улыбку, у других — недоумение. Это Шамиль-то — «великий россиянин», бывший в течение 25 лет одним из самых серьезных и опасных противников Российской империи? Одним словом, осталось еще много вопросов. Впрочем, это наше мнение, а сделать свои выводы вы сможете, просмотрев в ближайшие дни передачу об этом мероприятии.
А в памяти народной имя Шамиля есть, и мы уверены, будет. Самым лучшим доказательством этому является то, что малоизвестное имя, которое носил имам, стало после его героической борьбы одним из самых популярных на Кавказе и далеко за его пределами.
Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=4194