Нет единой версии по поводу происхождения названия Салта (Гунибский район). Чаще других упоминается версия, что оно происходит от аварского слова «сали» – песок, то есть село на песке. Еще одна версия: от слова «сала» – благородный, величественный, т.е. благородное село. Нет также единого мнения, к какому из «вольных обществ» – Цудахарскому или Андалалскому – причислялось селение.
В первой половине XIX века на территории Северо-Восточного Кавказа происходили бурные события, сильно повлиявшие на дальнейший ход истории местных народов, – народно-освободительная борьба горцев Северо-Восточного Кавказа. Не остались в стороне от этих событий и жители селения Салта.
Вплоть до начала 40-х гг. ХIХ в. Салта занимала нейтральную позицию. Лишь в конце 30-х – начале 40-х гг. салтинцы стали выражать неприязнь к колониальным войскам. Уже в 1844 г. Салта становится одним из опорных пунктов шамилевского движения.
Не было покоя салтинцам и после разрушения села. Царские власти не разрешали им селиться в родном ауле, они боялись, что в случае восстановления село может снова стать опорным пунктом Шамиля.
Согласно переписи населения, проведенной в 1886 году, в Салта насчитывалось 248 хозяйств, проживало 982 человека, из них мужчин – 452, женщин – 530.
Селению принадлежала в этот период земля, которая, по расчетам, должна была дать около 10 тыс. сахов зерна (1 сах – 3 кг) или, согласно переписи, около 950 фунтов. Земли поливной – 211 десятин, неполивной – 19, всего земли в общественном пользовании – 509 десятин.
Земледелие для салтинцев в тот период оставалось ведущей отраслью хозяйственной деятельности. Среди горных сел Салта являлась одним из аулов, где собирали зерно в большом количестве, его хватало не только для нужд своего населения, но и для обмена и продажи. Иногда урожай зерна доходил до 12-13 тонн. Основными зерновыми культурами, которые возделывались жителями села, были кукуруза, ячмень, пшеница, рожь, просо, овес.
В ауле имелось 15 мельниц, построенных на берегу реки. На эти мельницы приходили люди и из окрестных сел.
Развито было также и скотоводство. Если дать общие числовые показатели, то это будет выглядеть так: мелкий рогатый скот – 3031 голова, крупный рогатый скот – 389 голов, 113 лошадей, 286 ослов, 29 коз, 113 мулов. Не последнее место в хозяйстве салтинцев принадлежало домашним промыслам и ремеслам. Развито было и плотничество, а также резьба по дереву. Одним из главных видов промыслов у салтинцев была обработка кожи. Этим ремеслом в конце XIX в. занимались около 25-ти хозяйств.
Каждую пятницу в Салта на базар собирались люди из окрестных сел. Торговлю вели по нескольким дорогам. Одна из них была проложена в 60-х гг. XIX в. Эта дорога протяженностью 144 версты шла из Гуниба и через Салтинский мост – Хаджалмахи – Леваши в Темир-Хан-Шуру и Порт-Петровск.
В конце XIX – начале XX веков салтинцы стали выезжать в промышленные города Кавказа и на нефтепромыслы в Баку.
В 1899-1901 годах в селе построили большую Джума-мечеть. Ее строили всем селом. В Салта все сельчане подчинялись старшине (бегаулу), который выбирался общим собранием жителей села, руководствуясь сводом законов, утвержденных джамаатом.
После Октябрьской революции, когда в стране началась гражданская война, а также иностранная военная интервенция, почти все салтинцы, за исключением немногих, перешли на сторону Советской власти.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=14761