Ялак

Ближе к аулу (на расстоянии одного километра от него) высится отвесная скала Тахар, известная своей легендарной историей о неповиновении жителей ханскому произволу.

По нашим наблюдениям, название Ялахъ связано только со словом «яйлах», поскольку он окружен и богат многочисленными летними пастбищами, и самая высокая гора на границе с Курахским и Рутульским районами тоже названа «Ялахъ кьил», то есть «главой всех яйлагов».

В самые судьбоносные и тяжелые времена ялакцы с честью и достоинством защищали свою родную землю и свободу, не приклоняясь не перед местными ханами и беками, ни перед произволом верховных властей, о чем свидетельствуют исторические факты прошлых столетий.

Ялакцы во все времена были мастеровыми людьми: каменщиками, художниками, барановодами, пчеловодами, честными тружениками. Среди каменщиков, штукатурщиков, художников, народных целителей особо выделялись уста Насруллагь, Мегьамедали, Абдулгьалим, братья Халил и Энвер, ЦIурар Мегьамед, Саадуллагь буба, первый из фотографов в Самурской долине Абдулвасид, часовые мастера Абдудкъадир и его сын Султанмежид, Урдухан, Къамбар и многие другие. А сын Магомеда Давуд Урдуханов, погибший в Великой Отечественной войне, был гением, хотя имел рабфаковское среднее образование. У него в доме я перелистал арабско-азербайджанско-русско-лезгинский словарь, написанный красивым почерком в объеме восьми томов. К сожалению, в дальнейшем этот бесценный труд одного человека из-за попустительства сородичей Давуда попал в руки некоторых наших искателей старых рукописей и бесследно пропал вместе со многими его другими сочинениями. Продав с разрешения отца последнего вола в своем крестьянском дворе, Давуд покупал себе ценные книги того времени по истории, языку, подписывался на журналы «Вокруг света», «Всемирная история» и другие.

Ялакцы издревле любили различные народные игры, бурные торжества. Они гордились своими искусными музыкантами, певцами, народными умельцами. По натуре были очень темпераментными, пылкими и горячими людьми. А торжества в те далекие времена в основном, как всенародное гулянье, устраивали у ЧIехи вир («Большое озеро») у селения Ашар Курахского района Мукьал тыл («Площадка близлежащая») с участием жителей окружающих селений Ашар, Куказ, Гельхен, Гогаз и др.
 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=15445

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *