Конкуренция, как известно, выполняет важнейшую функцию в рыночной экономике, принуждая производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом.
Ситуация с ценами на самый важный продукт – хлеб, заставляет задуматься о том, какая же форма конкуренции у нас в республике и есть ли она вообще? Разговор не столько о ценах конкретно, сколько о ценообразовании вообще. Почему цены одних производителей отличаются от других? И на самом ли деле дешево то, что нам предлагают «за дешево»?
Начнем с того, что производством хлеба в республике занимаются несколько крупных хлебозаводов и хлебопекарен, коих насчитывается несколько сотен, и тысячи мини-пекарен, организованных предприимчивыми гражданами у себя на дому. Однако такая внутриотраслевая конкуренция (изобилие производителей, занятых производством одного вида товара) не всегда приводила к конкуренции цен и борьбе за потребителя в масштабах всей республики. Точнее, до недавнего времени такая конкуренция существовала только локально, внутри определенного города, района. Лишь начало этого года стало переломным в этом плане.
Причиной, как ни странно, стало повышение цен основными производителями хлеба в столице. Цепная реакция пошла по всем городам и районам. Новые цены стали катализатором для тысяч мелких мини-пекарен, которые при сложившихся обстоятельствах смогли эффективнее конкурировать с монополистами даже на «их территории».
— Сегодня я могу привозить хлеб в Махачкалу и спокойно сдавать по 15-16 рублей, так как все расходы окупаются. Конечно, для потребителя он уже будет стоить 17, но, к сожалению, у меня нет своих торговых точек для реализации, да и смысла в том, чтобы держать такую точку я не вижу, — говорит Айшат, владелица мини-пекарни на окраине Кизилюрта.
Только вдуматься: привозной хлеб по 15 рублей и тот выгоден производителю. Откуда же берутся эти 17 и 18 рублей?
А все оттуда же — из монополизации рынка.
Конкуренция у нас была, но то была конкуренция монополий. То есть наиболее крупные игроки на рынке договорились и подмяли под себя большинство торговых точек. Покупатель видел на полке хлеб «заводской», «незаводской» и еще с какой-нибудь маркировкой. Цены вразнобой, потому покупал он хлеб, не сомневаясь в объективности цены. На деле же места на хлебном прилавке давно поделили крупнейшие производители.
Взаимоотношения между владельцами (продавцами) торговых точек и экспедиторами хлебопекарен вообще – тема для отдельного разговора. Какие только формы и методы воздействия на владельцев торговых точек они ни находят! От демпинга (с условием, что отпускная цена будет той же, при этом покупатель ничего не выигрывал), вплоть до блокирования поставки хлеба другим производителем, если это слабое предприятие.
Что до нынешней ситуации, то поначалу рост цен был поддержан мелкими пекарнями, но они быстро опомнились, ведь качественно ничего не менялось. Тогда начался обратный процесс, то есть цены начали снижаться, а мелкие пекарни завоевывать все большую часть рынка. Такой скачок в ту и другую сторону произошел по всей республике, кроме столицы. В Махачкале мелким пекарням не удается навязать свою цену, хотя на окраинах им это отчасти и удалось. Так, хлеб на окраинах Махачкалы даже хлебозаводы продают по 14-15 рублей, хотя, казалось бы, им это невыгодно. В чем же дело? Может, цены были изначально завышены?
Версия о ценовом сговоре торговых сетей отметается, так как у нас нет развитых сетей, занимающих хотя бы четверть рынка сбыта, чтобы устанавливать свои цены. К тому же гастрономов и магазинов в столице, наверное, больше, чем в целых регионах. Проблема, как уже говорилось, в том, что у нас развита монополистическая конкуренция. Для того, чтобы эта конкуренция стала чистой, ФАС и другим контролирующим органам надо вовремя пресекать попытки крупнейших производителей договариваться и контролировать цены.
Наверное, пора разобраться в самом ценообразовании на этот жизненно важный продукт. Неужели расходы крупного производителя настолько превышают расходы мелкого? Либо мелкие производители вводят нас в заблуждение? К примеру, обвешивают или хлеб пекут не по стандарту, не из той муки?
— Если крупный производитель в нынешних условиях начнет тягаться с мелким, то он просто не выживет, — говорят нам.
Может быть, но его уход ознаменует приход тех, кто умеет делать качественно и дешево — при соответствующем контроле, конечно. В этом весь смысл конкуренции. Разве не так?
Если же говорить о недобросовестности производителя, на то есть соответствующие органы. Мнение, что потребитель все видит, еще довлеет над многими.
— У нас был производитель, поначалу завоевавший симпатию людей, но через определенное время он резко начал терять свои позиции. Все потому, что, дойдя до определенного объема производства, он уже потерял контроль над качеством, а покупатель такие вещи очень быстро чувствует, — замечает Мадина, продавец в одном из магазинов Махачкалы.
Что до нынешней ситуации, то поначалу рост цен был поддержан мелкими пекарнями, но они быстро опомнились, ведь качественно ничего не менялось. Тогда начался обратный процесс, то есть цены начали снижаться, а мелкие пекарни завоевывать все большую часть рынка
Современные реалии таковы, говорят специалисты, что очень часто человек ошибочно считает лучшим тот товар, у которого лучший вид, вкус, запах. Практика же говорит о том, что слишком хороший вид, вкус и запах — это, как правило, результат использования всевозможных и вредных добавок (разрыхлителей, красителей, ароматизаторов и т.д). Процесс этот на крупных предприятиях контролирующим органам легче проследить и не допустить, нежели на тысячах мелких. К тому же штрафы на юридических лиц в разы выше, чем на частных, что, естественно, служит сдерживающим фактором, говорят они нам.
Вот и получается, что без вмешательства государства в лице соответствующих органов мы будем все время впадать из одной крайности в другую. Это палка о двух концах: либо качество, но мнимая конкуренция и высокие цены на хлеб, либо много дешевого и вкусного яда замедленного действия.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=15392