Художественный руководитель Русского театра Скандарбек Тулпаров и режиссер Марина Карпачева рассказали корреспонденту «НД», почему республике сегодня нужен Мандельштам, приглашенные актеры и фильм о последней битве Шамиля.
Театр
Тулпаров: А вы слышали, что Медведев на последней встрече с театралами говорил? Он говорил об интеграции центральных театров в регионы. Но он об этом только сейчас сказал, а мы уже давно этим занимаемся, третий раз организовывая фестиваль Русских театров Северного Кавказа. Сейчас идет серьезная подготовка. Но время еще есть, и мы используем его по максимуму. Совсем недавно Русский театр привез диплом участника фестиваля, посвященного Осипу Мандельштаму. Мы показывали на нем мою постановку «Жизнь упала как зарница», в которой играл Имам Акаутдинов и Марина Карпачева, но она об этом лучше расскажет, потому что была там.
Карпачева: Фестиваль — международный, и театров в нем участвовало множество. А мы выбрали один из самых незвучавших периодов его жизни — 1934 год, время сталинских репрессий, когда он попал в тюрьму за стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны». Инсценировка была создана по воспоминаниям Надежды Мандельштам.
Тулпаров: Мы придаем большое значение этой постановке еще и потому, что Дагестан в свое время тоже серьезно подвергся репрессиям, хотя у нас и не принято об этом говорить. Тема поднимается очень осторожно, а острые углы максимально сглаживаются: ни памятника жертвам репрессий, ни дня памяти. То ли не созрели еще, то ли ментальность такая у народа. А мы должны помнить об этом. Я, например, не видел своего деда — его расстреляли ни за что. Надо говорить об этом. И фестиваль — одна из таких возможностей.
— Как приняли спектакль в Москве?
Карпачева: Московская публика — публика искушенная, но спектакль приняли очень хорошо, а Имаму Акаутдинову, который играл роль Мандельштама и читал его стихи, долго аплодировали стоя и даже приглашали с отдельной программой в столицу. Он ведь сразу почувствовал дух и ритм стиха, вжился в образ главного героя. Да и само участие Махачкалы, за которой, к сожалению, закрепилась в последнее время нехорошая репутация, всех очень удивило.
— Будете показывать постановку здесь?
Карпачева: Над ней нужно еще поработать, потому что пока это всего лишь зарисовка к спектаклю, а не полноценное театральное действие. Но думаю, она непременно найдет отклик у зрителя.
— Над чем вы работаете сейчас?
Карпачева: У меня в планах пьеса венгерского драматурга Миклоша Дярфаша «Проснись и пой!», очень добрая, музыкальная комедия.
Тулпаров: А я готовлюсь к фестивалю, открытие которого состоится в середине сентября. На грант, который недавно вручил мне президент республики, мы ставим «Без вины виноватые» по Островскому. Сейчас закончилась разработка спектакля, и потихоньку он «становится на ножки». Постановка сложная, и не только в силу непростого литературного материала, но и по причине организации самого действа. Спектакль будет идти на двух сценах сразу: первая часть — на малой, вторая — на большой сцене. Есть задумки и для фойе.
Карпачева: Да и тема масштабная. Островский-то ведь почти пророк. Многие современные проблемы давно им были предсказаны.
— А как же с обещанным Гориным обстоят дела? Все, кто слышал про ваши планы поставить «Кин IV», очень ждут премьеру.
Тулпаров: С Гориным — горе! Потому что я готовил его под актера, который недавно уехал от нас. Ему в каком-то театре пообещали жилье, а у нас с этим по-прежнему проблемы. И дальше будут уезжать. И ни одного носителя языка в Русском театре со временем не останется, а это ведь национальный театр, а не просто русскоязычный. Конечно, хотелось бы пригласить к нам хороших актеров, не звезд, но хотя бы профессионалов. Но для этого нужны условия и деньги, а их у театра нет.
— И на этом фоне «Анжи» себе Роберто Карлоса за 5 миллионов евро покупает…
Тулпаров: Да-а-а! За 5 миллионов евро Русский театр… Хотя хватило б и рублями… миллиона. Да и миллион не нужен — важно отношение! Я отнюдь не против футбола, он должен быть, но и про театр не следует забывать.
Карпачева: Самочувствие людей, живущих в городе, к сожалению, определяется не только футболом, оно определяется состоянием культуры. Люди должны знать, что у них есть хорошие театры, полноценные театры. Театр снимает социальное напряжение, улучшает работоспособность — исследованиями доказано.
Тулпаров: К тому же, не следует забывать, что театры — часть национального достояния страны. И Закон «Об автономных учреждениях», который уже вступил в силу, может привести к разрушению этого достояния. Театры призывают зарабатывать самостоятельно, а это в наших условиях задача практически неподъемная.
Кино
— Скандарбек Даниялович, мы слышали, вы еще и кино снимаете?
— Пытаюсь, но идет очень сложно, ведь никакой базы для этого у республики нет.
— А что за проект?
— «Последняя битва Шамиля».
— Литературную основу тоже готовите вы?
— Не совсем. Есть такой сценарист Владимир Харитонов, который очень долго изучал эту тему и подготовил литературный сценарий фильма, а я на его основе написал свой — режиссерский. Потому что некоторые нюансы требовали корректировки с учетом ментальных особенностей республики. База у нас находится в Буйнакске. Ибрагимхалил Супьянов сделал прекрасные декорации. За зиму и начало весны мы собираемся отснять все, что можно, в нашем павильоне — действия в палатках Барятинского и доме Шамиля.
— Почему именно «Последняя битва», а не, допустим, начало войны или ее основные события?
— Потому что мне сам итог интересен. Завещание Шамиля своим потомкам никогда с Россией не воевать интересно. И потом, любая война всегда приходит к миру, а мне хочется, чтобы войны вообще никогда не начинались.
— Кто спонсирует проект?
— Есть такая киностудия «Дагестан», у нее уже были попытки создания не совсем удачных фильмов, и поэтому пригласили меня, хотя я и не прямой специалист в этом деле. Но надеюсь, что успешный опыт многих моих коллег, которые брались за съемки фильмов, окажется таким и для меня. Возьмите Марка Захарова, например. Хотя наоборот: когда кинорежиссер идет в театр — удачно получается редко.
— А кто будет играть имама Шамиля?
— Вот это и есть главная причина временной приостановки работы. Я ищу, но, к сожалению, пока не нашел исполнителя главной роли. В Москве есть наш земляк, Магомед Сурхатилов, который и в фильмах сейчас снимается, я предложил ему попробовать, хотя до конца его в роли имама еще не вижу. Но зато есть исполнитель на роль Александра II — это актер Большого драматического театра Алексей Морозов из Петербурга…
— Тот самый Морозов, который играл здесь моноспектакль «Хаджи-Мурат»?
— Именно он, замечательный актер, с удовольствием согласился. Мюридов я тоже здесь найду, и сыновей Шамиля найду. Главное — это Шамиль, Барятинский и Милютин. Действие все время перескакивает с одной стороны баррикад на другую, поэтому мне нужно множество разноплановых актеров.
— Есть какие-нибудь сроки завершения съемок? Когда мы увидим фильм?
— Если все получится, то закончить я планирую осенью. А на монтаж, озвучивание и подготовку еще, наверное, год уйдет. Тут много еще и споров разных, тема-то острая.
Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=4379