Народная хореография как один из видов художественной культуры Дагестана в наши дни совершенствуется и достигла особенного расцвета в ансамбле «Лезгинка», широко известном в нашей стране и за рубежом. Исполнение танцев в горных аулах связано с особыми традициями. Интересна структура танца: выход на танец, с кем танцевать, как танцевать, о соревновании между танцорами.
О выходе на танец. В городе обычно бывает так: сорвался с места молодой человек, пустился в пляс, и закрутилось, как говорят, колесо. В селах так не делают. Желающих танцевать там бывает много. Но из них кто-то один (обычно это всеми уважаемый человек) должен начать танец, а остальные терпеливо ждут каждый своей очереди. Даже тогда, когда подходит его очередь, он ждет, пока ему об этом не напомнят друзья. Не бывает так, чтобы юноши вклинились в круг танцующих в тот момент, когда танцуют старшие. В некоторых аулах придерживаются порядка: сперва танцуют старшие, затем — юноши и дети.
Раньше имело значение с кем танцевать. Выбор мужчины в этом был решающим. Сейчас уже сами женщины и девушки решают, кому и с кем им следует выходить на танец. Сельчане, наблюдающие со стороны, зорко следят за всем происходящим. В этой обстановке не каждая из женщин решается выйти танцевать с человеком плохой репутации. Да и родителям бывает обидно, если их дочь выйдет на танец с таким человеком. В то же время девушки ищут повода потанцевать с человеком, которому они симпатизируют.
Существенное значение в танце имеет и то, как танцевать. Танцы бывают разные, и танцевать их можно по-разному. Все зависит от характера и возраста человека и даже от места, где организованы танцы. Считается очень неприличным, когда человек танцует развязно, вразвалку, кривляется. Строгость и степенность, сопровождающиеся красотой и изяществом движений, считаются хорошими чертами танцора. Конечно, в селе не все люди хорошо танцуют. Но если они вышли в круг, то стараются своему посредственному танцу придать большую выразительность и старание. Это не остается незамеченным присутствующими.
Любопытно бывает наблюдать со стороны соревнование между танцующими. Обычно такое начинается на завершающем этапе танцев. Соревнуются между собой взрослые, молодежь и дети-школьники. Наиболее отличившиеся тут же отмечаются призами. Во время соревнования, наряду с танцами своего села, исполняются танцы соседнего села и других народов. В ходе танца не допускаются ненужные выкрики или какие-то действия, с какой-либо стороны бросающие тень на танцующую женщину или девушку. Не бывает танцев в обнимку, как обычно утрируют отдельные товарищи.
Подлинные народные танцы в горных аулах Дагестана ни во время свадьбы, ни в праздничные дни не сопровождаются денежными приношениями. Начало денежных подачек уходит в давние времена, когда феодал, чтобы подчеркнуть свою знатность и превосходство, танцуя, давал девушке монету.
К сожалению, следы этого пережитка, унижающего достоинство танцующих, нередко живы до сих пор.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=15216