Истории о вырубленных скверах и захвате участков на землях общего пользования уже, наверное, приелись читателям «НД» — мы довольно много писали о таких случаях в Махачкале, Каспийске, Избербаше, Кизляре. Теперь настала очередь Буйнакска…
«Уважаемый Дмитрий Анатольевич Медведев, к вам обращаются жители Буйнакска, проживающие в домах №22-40 по проспекту Имама Шамиля напротив парка. Парк этот был заложен в 1963 году, с цветочными клумбами, пешеходными дорожками, в центральной части стоял памятник великому поэту Михаилу Лермонтову, и парк носил его имя. В перестроечные годы во время проведения нового водопровода памятник был снесен администрацией города. В 2000 году до нас дошли слухи, что администрация приняла решение продать земли парка под строительство коммерческих магазинов. У нас имеется заявление, зарегистрированное в администрации города в 2003 году о недопустимости этого решения. 9 ноября 2008 года, на очередном субботнике при побелке деревьев в парке к нам подошел житель Буйнакска и заявил, что имеет судебное решение, разрешающее строительство АЗС и мебельного магазина на этой территории. Просим вас воздействовать на администрацию и помочь жителям города восстановить последний оставшийся парк…»
Это письмо, подписанное тремя десятками местных жителей, было отправлено в администрацию президента России два года назад, а оттуда спущено в администрацию президента Дагестана. С тех самых пор к битве за участок на улице Шамиля подключилось правительство, природоохранная прокуратура и даже Центр охраны памятников истории, культуры и архитектуры (не говоря уже о судебных инстанциях), но спор за десять зеленых соток в центре города так и не решился.
Началось все еще десять лет назад. В 2001 году мэрия предоставила жителю города Тимуру Накучиеву в бессрочное пользование участок площадью 133 кв. метров по улице Орджоникидзе, 4а, для строительства магазина, однако потом отказала ему в выдаче разрешения на строительство — «учитывая расположение участка и близлежащих объектов». Накучиев обратился в Буйнакский суд с иском к мэрии, требуя возмещения затрат и предоставления другого участка, и в 2007 году иск был удовлетворен. Исполняя решение суда, и. о. главы городской администрации Омар Омаров издал два распоряжения (с одной датой и одним номером 35). В одном сказано: «Поручить комитету управления имуществом, отделу архитектуры по согласованию с Накучиевым дать предложения по земельному участку, предоставляемому взамен изымаемого с учетом равноценности». А в другом: «предоставить в собственность за плату Накучиеву участок площадью 1093 кв. м (то есть в восемь раз больше) на улице Шамиля, 24“а”».
Вот все-таки зря говорят, что наши чиновники любят волокиту. Ровно через пять дней Накучиев получил договор купли-продажи, а еще через два дня — свидетельство госрегистрации права собственности на этот участок. Кстати, когда через два года он перепродал эту землю Р. Гаджиеву, тому на оформление «зеленки» тоже хватило одной недели.
Но затем в дело вступила прокуратура города и обратилась в суд с иском к администрации и Накучиеву, требуя признать то самое двойное распоряжение и последующие документы незаконными. Тяжба шла с переменным успехом, но последнее постановление президиума Верховного суда Дагестана от 21 октября прошлого года было вынесено в пользу буйнакской мэрии. Однако горожане не сдаются и намерены продолжать тяжбу в Верховном суде России. И республиканская прокуратура их поддержала: прокурор Андрей Назаров внес соответствующее представление в Генпрокуратуру.
Между тем буйнакский скверик, где растет около 100 деревьев, благодаря эпистолярной активности местных жителей, стал объектом внимания различных министерств. «Данный участок предоставлен на территории общего пользования (сквер), которая определена утвержденным в 1992 году генеральным планом Буйнакска… Минстрой Дагестана считает распоряжение администрации Буйнакска №35 подлежащим отмене»… «Минприроды Дагестана считает недопустимым и противоречащим назначению территории общего пользования факт передачи участков зеленого фонда города для строительства объектов коммерческого и другого назначения».
«Нам говорят, что это вовсе не парк и парка тут никогда не было, — рассказал «НД» один из подписантов письма к президенту Магомед Магомаев. — Но, во-первых, тут растет туя, а эти деревья сажает только горзеленхоз, привозя из другого региона. А во-вторых, вот проект детальной планировки центральной части города от 1970 года. Тут дан перечень существующих объектов озеленения, и в нем указан сквер имени Лермонтова площадью 0,48 га». Буйнакская прокуратура, помимо прочего, указывает, что если бы даже участок и подлежал продаже, то сделать это надо было на торгах.
Заместитель главы администрации Буйнакска Омар Омаров, к которому «НД» обратилось за комментариями, не стал отрицать, что Тимур Накучиев — его знакомый, однако все остальные доводы жителей улицы Шамиля опроверг. «В первую очередь я хочу подчеркнуть, что мы с ними не враги и не оппоненты. Мэрия точно так же, как и все горожане, заинтересована в том, чтобы наш город был уютным и зеленым. Вся проблема упирается в один вопрос: является ли этот участок сквером или нет? По нашим документам — не является, и это признал суд. Мы исполняем решение суда и защищаем права гражданина и собственника. Никакого генплана у города нет, а документы, на которые ссылаются заявители, — всего лишь проект, который после землетрясения 1970 года так и не был принят. Все доводы жильцов улицы Шамиля уже много раз рассматривались судами, и суд признал действия мэрии законными, но они продолжают писать и обращаться в СМИ, повторяя одно и то же. Сомневаюсь, что им так уж нужен этот парк. Субботники там они стали проводить только после того, как узнали, что участок выделен Накучиеву и, уверяю вас, он все там благоустроит не хуже их — у него для этого возможностей больше. Кроме того, на этом участке уже есть магазин, против которого местные жители почему-то не возражают».
Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=4343