Чтобы не исчез язык матери. 21 февраля – Международный день родного языка

Проблемы повышения эффективности преподавания родных — аварской, даргинской, кумыкской, лезгинской, лакской и табасаранской и дагестанской — литератур на русском языке в школе стали активно решаться с 1979 года, когда при Дагестанском научно-исследовательском институте педагогики (ДНИИП) им. А. А. Тахо-Годи был создан самостоятельный сектор — сектор родных литератур.

Тогда в школах, кроме учебных программ и хрестоматий, других научно-методических разработок и пособий по методике преподавания родных литератур не было.

В настоящее время в школах установилась следующая практика изучения родной, дагестанской, литературы. В сельской школе родная литература изучается в V—IX классах, дагестанская литература в переводе на родной язык — в Х—ХI классах. В сельских школах с агульским, рутульским и цахурским составом учащихся дагестанская литература в переводе на русский язык изучается в V—ХI классах. И, наконец, в городских и поселковых школах, где возможно создавать национальные группы, родная литература изучается в V—IX классах, дагестанская литература (в переводе на родной язык) — в Х—ХI классах; в V—ХI классах со смешанным национальным составом учащихся изучается дагестанская литература (в переводе на русский язык).

Идеи Сектора

Сектор предлагает изучение курса «Родная литература» продолжить в Х—ХI классах, как это давно практикуется в школах национальных — башкирской, кабардинской, татарской, якутской — республик страны. В соответствии с реформой общеобразовательной школы и на основе нашей концепции сектор определил содержание образования по шести родным и дагестанской литературам в V—Х1 классах, разработал новые программы, переизданные в 2000 году.

В новые программы внесены концептуальные изменения: периодизация курса родной литературы дана по векам (до сих пор выделяли два периода: дореволюционный и советский); разработана система изучения курса родной литературы в VIII—IХ классах и курса дагестанской литературы в Х—ХI классах в историко-хронологической последовательности, от истоков до XXI века. Для классного, дополнительного и внеклассного чтения в V—ХI классах предложены высокохудожественные произведения. Также учтены особенности развития каждой национальной литературы.

Однако программы, которые должны переиздаваться каждый четыре — пять лет, вот уже десять лет не выходят в печать из-за отсутствия финансирования. Здесь следует заметить, что издание учебных программ, даже своевременное, не решает основной проблемы — обеспечения учащихся и учителей учебно-методическими комплектами, научно-методической литературой и наглядными пособиями, которые также не издаются.

Сотрудники сектора разрабатывают научно-методические пособия на семи языках в помощь учителю. В научной части Института накопилось более 60 рукописей завершенных плановых работ по методике семи литератур, готовых к изданию. Сектор приступил к созданию фундаментальных методик преподавания родных и дагестанской литератур в VIII—ХI классах в объеме 15—20 печатных листов.

Без наглядности

Авторам учебно-методических комплектов предлагаем учитывать специфику своей литературы и опыт составления учебно-методических комплектов по русской и зарубежной литературам.

Учебники-хрестоматии по родным литературам для V—VII классов, изданные за последние годы, в целом соответствуют указанным выше требованиям. Реализация Закона России «Об образовании», госстандартов и учебных программ требует обеспечения учителей современными научно-методическими и наглядными пособиями, техническими средствами обучения и аудио-видео материалами к ним. А у наших учителей нет даже традиционной наглядности: портретов писателей, альбомов, фонохрестоматий и др.

Не тот уровень

Состояние преподавания родной (дагестанской) литературы в сельской и городской школах, уровень знаний, умений и навыков учащихся V—ХI классов не отвечают современным требованиям. Последние годы многие вопросы научно-методического, научно-организационного и издательского характера Министерством образования и науки Дагестана, к сожалению, не решаются. Так, более десяти лет не издаются учебные программы и научно-методические пособия в помощь учителю.

В действующем учебном плане №2 МОН РД на изучение родной литературы в V—IX классах городских школ выделено по одному часу, что совершенно недостаточно. Не издаются наглядные пособия и произведения художественной литературы для внеклассного чтения на родных языках. А книги, издаваемые Дагкнигоиздательством, до школ не доходят, т. к. в республике ликвидирована книготорговая сеть. Школьные библиотеки за последние двадцать лет не обновляются новинками литературы.

Что делать?

Преподавание родной (дагестанской) литературы в школе, на наш взгляд, станет эффективным при положительном решении следующих проблем и вопросов. Прежде всего, необходимо придать «Родной литературе» статус ведущего учебного предмета в национальной школе. С этой целью нужно принять Закон о родных языках Республики Дагестан; в учебных планах №1 и №2 МОН РД предмет «Родная литература» указать отдельной строкой, а не вместе с «Родным языком»; в учебном плане №2 увеличить количество часов в V—IX классах на изучение родной литературы; изучение курса «Родная литература» продолжить в Х—ХI классах.

Крайне важно вернуться к практике издания учебно-методических комплектов по родным и дагестанской литературам, которые состояли бы из 5—6 пособий: а) для V—VII классов — учебник-хрестоматия, методическое руководство, поурочные разработки, книга для внеклассного чтения, фонохрестоматия и наглядные пособия; б) для VII—ХI классов — учебник, хрестоматия, методическое руководство, поурочные разработки, фонохрестоматия и наглядные пособия.

Как уже было сказано, учебные программы и учебно-методические требуют переиздания каждые четыре года. Необходимо издавать научно-методические пособия по методике преподавания родных и дагестанской литератур, разработанные сотрудниками Сектора родных литератур за последние 10 лет по планам НИР Института педагогики.

Следует вернуться и к практике издания произведений художественной литературы на родных языках для детей по серии «Школьная библиотека», обеспечить учителей учебно-методической литературой, наглядными пособиями и современной техникой.

Только таким образом мы можем реализовать право детей на изучение своего родного языка и родной литературы, истории и культуры, музыки и искусства, а также организовать обучение и воспитание детей на основе народной этики, философии, эстетики и здорового образа жизни и, наконец, превратить нашу национальную школу в социальный институт народа.

 

Источник: http://gazeta-nv.ru/content/view/5492/109/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *