Гасан Алкадари — мыслитель постшамилевской эпохи

Одна из наиболее ярких личностей Дагестана второй половины ХIХ-начала ХХ-го веков – ученый, поэт и мыслитель Гасан Алкадари. На днях в Сулейман-Стальском районе республики открыли уникальный музей, посвященный этой знаковой фигуре.

Человек, с первых дней жизни воспитанный в духе Ислама, в нормах его нравственности и высокой морали, внук великого накшбандийского шейха Мухаммада Ярагского, оставил огромный след в дагестанской мысли — непревзойденные труды по богословию, истории, этике и другим наукам. Отец Гасана, Абдулла, сын Курбана, имел прекрасное исламское образование, которое получил у учителя и устаза Мухаммада Ярагского. Устаз выдал за него свою дочь – вдову первого имама Дагестана Гази-Мухаммада, и у них в 1834 году родился сын Гасан.

Абдулла возглавлял медресе в родном селе Алкадари, где около 25 лет преподавал богословские науки. Вот здесь и получил первоначальные исламские знания Гасан.

Позже он обучался у известных алимов Дагестана и Азербайджана. Знал арабский, турецкий, русский, азербайджанский, лезгинский, аварский и персидский языки. После учебы устроился на работу в кюринскую царскую администрацию, получил чин поручика и был направлен наибом в южный Табасаран. Но события 1877 года круто изменили жизнь и судьбу Алкадари.

Как известно, в 1877 году в Дагестане вспыхнуло восстание против царской власти, получившее после название «Короткий Шариат». Суть – недовольство проводимой в Дагестане политикой и усилением гнета.

В итоге восстание было подавлено, наместники царской России жестоко расправились с бунтовщиками. Были казнены более трехсот предводителей этого движения, и выслано более 4500 человек в Саратовскую, Тамбовскую и другие российские губернии. За сочувствие и поддержку Гасан Алкадари тоже был разжалован и посажен в Дербентскую крепостную тюрьму, а затем в апреле 1879 года вместе с большой группой арестантов отправлен на Тамбовщину.

В ссылке он проживал в городе Спасске Тамбовской губернии. В этом регионе было много татар. Там Гасан познакомился с представителями мусульманской интеллигенции, которые очень хорошо его приняли и ценили как грамотного ученого. Гасан получал частые приглашения от имамов ближних селений на торжества, маджлисы.

Как бы ни была горька чужбина, Алкадари вспоминал о братьях-мусульманах, живущих там, с глубоким чувством благодарности, даже посвятил своему пребыванию на Тамбовщине книгу «Диван аль-Мамнун». Мамнун – это псевдоним Гасана, что означает «Благодарный». Ученый пробыл в центральной России четыре года, а потом смог вернуться в Дагестан по амнистии, объявленной Александром III в 1883 году.

По возвращении из ссылки Гасан в родном селении открыл школу, где преподавал начальные знания чтения, письма, арифметики, истории Дагестана, географии, астрономии и т. д. К нему приходили учиться со всего края и из соседнего Азербайджана.

Но только преподавательской деятельностью работа Алкадари не ограничилась. Сегодня мы располагаем его литературным наследием, имеющим огромное значение для изучения Ислама и истории Дагестана. Это, прежде всего, книга «Джираб аль-Мамнун» («Хурджины аль-Мамнуна»), написанная на арабском языке. Она представляет собой, главным образом, религиозно–философский труд, составленный в форме вопросов и ответов.

Другая книга — «Асари Дагестан» («Исторические сведения о Дагестане»). По оценкам исследователей, это единственная систематизированная работа досоветских авторов. До сегодняшнего дня этот труд является одним из главных источников информации об истории Дагестана, распространении в нем Ислама, о вторжении иноземных захватчиков, газавата под предводительством трех имамов, событий, последовавших после завершения войны.

Кроме того, Алкадари постоянно публиковался в газете «Экинчи» («Пахарь») на азербайджанском языке. Сохранились также его письма к редактору этой газеты. Гасан еще писал стихи, назмы и турки.

Алкадари был видным богословом, мыслителем и просветителем. Он, в свое время, трезво оценив ситуацию, в которой находится Дагестан, призвал народ к сближению с Россией, советовал использовать технологии, имеющие развитие в Европе.

В то же время он горько переживал падение имамата, пленение имама Шамиля. Еще будучи молодым человеком, Гасан был свидетелем захвата лидера горцев в 1859 году в Верхнем Гунибе.

В 1909 году царский наместник на Кавказе созвал всех свидетелей того события в Верхний Гуниб, собираясь торжественно отметить 50-летие завершения Кавказской войны и образование Дагестанской области. Гасан, как участник произошедшего много лет назад, тоже получил приглашение. Но, ссылаясь на здоровье, отказался. Для него это было не торжество, а настоящая трагедия. Он считал, что для Дагестана постшамилевская эпоха стала настоящей трагедией, настолько велики были изменения.

Умер Гасан Алкадари в 1910 году в возрасте 76 лет.
 

Источник: http://mosdag.ucoz.ru/publ/stati/obrazovanie/gasan_alkadari/11-1-0-64

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *