Если раньше о том, что твой сосед дурак, знал ты и ещё пара соседей, то сегодня благодаря интернету об этом знает весь мир
Мой друг Н. Гаджиев
Нам говорят, что мы живём во времена информационного общества. Нам говорят, что мир глобализировался. И мы верим. Мы заходим в Интернет и оказываемся в любой части земли – нужно только выучить английский язык. Однако, выходя за пределы своего дома, мы видим всё ту же обрыдшую реальность, все те же проблемы, что и 20-30 лет назад. Когда, сидя в Махачкале, я включаю телевизор и слышу в официозе все те же фамилии, которые звучали 20-30 лет назад, то начинаю думать, что мы попали в какой-то временной капкан, и выбраться из него уже нет ни сил, ни умения.
Вопросы-вопросы
Информационное общество, принуждаемое жить в общественных отношениях времён СССР, в конечном итоге обречено на катастрофу. Огромная страна столкнулась с системным кризисом, преодолеть который существующая государственная система не способна. Глядя на то, как всё вокруг разрушается, не покидает ощущение, что система уже полностью деградировала и ни на какую модернизацию не способна. Не способна хотя бы потому, что сама же явилась причиной этого кризиса. Не способна потому, что сама же завалила пути выхода из него. Не способна потому, что любой выход из состояния этого кризиса лежит через разрушение этой системы. От системы уже отвалились кусочки, а те, кто за неё отвечал, признать это никак не хотят.
Вас никогда не удивляло, почему ни одно официальное лицо не назвало причины, по которой страна, лопавшаяся от нефтедолларов ещё три года назад, так и не реформировала свою экономику? Вас не удивляет, что, даже обладая огромными богатствами, страна так и не создала условий, при которых люди начали бы жить лучше и перестали бы так откровенно ненавидеть друг друга? Да не в воровстве вопрос! Вопрос опять же в системе, которая ничего хорошего гражданину не даёт, которая дает шанс лучшим только в порядке исключения, а так все козыри у худших. А если гражданин что-то получает, то опять же в порядке исключения, и связывает это с именем конкретного благодетеля.
К примеру, материнский капитал; или, вспомните, как ликвидировали последствия пожаров. Только с барского плеча… Система не заботится о гражданах, она их ненавидит.
Я всегда думал, что Дагестан — это жестко сегментированное кастовое общество, однако разговариваешь с друзьями, например, из Екатеринбурга — и они говорят то же самое. Приехал приятель из Калининграда – то же самое! Приморье – опять то же!
Система не объединяет страну в общую структуру, если и есть что-то общее, то это негатив. Нигде нет честных выборов, везде проблемы с судами, везде не любят москвичей и кавказцев и везде чувствуют себя чужими и мечтают уехать из этой страны.
Системный кризис не только разрушил то, что связывало большую страну воедино, он ещё и погрузил общество в состояние духовного упадка и какого-то раздражения. Разговоры только о том, что становится всё хуже и хуже. К сожалению, мы уже на уровне подсознания перестали быть одной страной.
Люди, управляющие нами, кажется и не в курсе, что государство — это единый организм; нельзя раздробить руку или выбить зубы и полагать, что в целом человек от этого не пострадает. Отдельные части государственной машины уже действуют сами по себе, не обращая внимания даже на то, ради чего они создавались. Недавно пришлось говорить с человеком, потерявшим своего брата. Убийцы зафиксированы на плёнке, известен организатор, родственники бегают в милицию и отдают улики, сообщают, где находятся убийцы и зачинщики преступления, а милиция не торопится даже в этом случае. Ни вмешательство министра ВД Дагестана, ни публикации в прессе так ничего и не изменили. Убийцы по-прежнему на свободе. Когда в Москве убили Егора Свиридова, кто отпустил соучастников? Милиция. Почему они это сделали?.. Орган, который должен был бы помогать гражданам, в интересах граждан не работает — они сами по себе, страна сама по себе. Системный кризис. Кажется, чтобы всё пошло прахом — и война не нужна.
На грешную землю
Системный кризис в Махачкале? В махачкалинском парке Ленинского комсомола разобрали чёртово колесо и, срубив вековые деревья, продали это место под строительство дома. Этот парк когда-то высаживал в ХIХ веке пивозаводчик Винер, теперь парк по кусочкам продают. К кому можно пойти с вопросом о том, что строительство на территории зелёных зон незаконно? В суд? В правительство? К гражданам? Уверяю вас – бесполезно. Та же самая история в Каспийске: вырубается скверик рядом с площадью для того, чтобы построить аптеку. Их же так мало!
Кто ударит по рукам мэров, готовых продавать всё и вся? В Махачкале есть школы, территории которых благодаря мэрии были усечены на треть. Директор школы узнала, что территория продана, когда во двор заехали экскаваторы.
Системообразующие каркасы в государстве разрушены. Остроту проблемы мог бы снять общественный диалог. Однако от людей, задающих вопросы, госчиновники шарахаются, как чёрт от ладана.
Сейчас на каждом шагу обсуждают проблему борьбы с коррупцией. А, может, для начала ликвидировать причины, порождающие эту коррупцию? Давайте возьмём пример врачей. Если врач получает 3 500 рублей, что на сегодняшний день ниже прожиточного минимума, вы полагаете, он не будет добирать недостающие деньги с больных? Вы полагаете, что человек, который почти 20 лет учился, будет за 100 долларов только из-за клятвы Гиппократа играть честного гаишника из «Нашей Раши»? Расскажите ему про коррупцию! В этом случае посредством коррупционных отношений восстанавливается справедливость. И как вы полагаете, государство об этой ситуации ничего не знает? Система опять же не срабатывает и не ликвидирует очевидную несправедливость по отношению к своим гражданам. Не знает о коррупции в вузах? Не знает о коррупции в школах? У меня даже складывается впечатление, что людей сознательно ставят в положение воров, дабы они априори уже чувствовали себя виноватыми. В этом случае они сидят тихо, как мышки, и не требуют справедливости. Как вы полагаете, подобных проблем нет на других уровнях нашей реальности? Один высокопоставленный чиновник, возмущаясь, рассказывал о том, как формируется цифра дотации в разные муниципальные образования. Там, оказывается, нет строгих критериев, по которым эта сумма высчитывается. Всё отдано на откуп «добрым» или «злым» чиновникам. Кто должен был подумать о причинах коррупции в милиции, прокуратуре, суде?
В мае 2010 года президент Медведев жёстко обругал Эллу Памфилову за её критику российских судов. Спустя 7 месяцев он сам возмутился российскими судами! Они ещё не знают про дагестанские суды! Там такие перлы вылезают, что впору энциклопедию чудес заводить. Журналист РГВК Наталья Закарьяева сделал сюжет для новостей, в котором рассказала о рейдерском захвате дома. Преступники предоставили судье Мадине Омаровой фальшивые документы, которые она проверять не стала и на их основании вынесла своё решение. Наташа увидела в этом умысел. Госпожа Омарова умысел отрицала. Сами подумайте: судья лишает семью дома, построенного людьми много лет назад, и не проверяет подлинность документов… В конечном итоге хозяева у рейдеров дом отбили, но Мадина Омарова подала в суд на журналистку и выиграла за свои «страдания» у неё в качестве моральной компенсации 50 тысяч рублей. У Ажай Абдурахмановой милиционеры забрали в июне 2010 года сына. Забирали с выстрелами, с шумом, с оскорблениями, избивая на глазах у соседей. Больше его никто не видел. После многочисленных обращений матери в самые разные инстанции в газете «Новое дело» появляется статья, в которой излагаются клеветнические измышления по поводу пропавшего без вести парня. Никто из силовиков сведения, напечатанные в газете, не подтвердил. Газета за оболганного парня выплатила его матери 10 тысяч рублей. Страдания судьи, чей злой умысел не доказали, и страдания матери, которая 7 месяцев не видит своего оклеветанного сына, оцениваются 5 к 1? Это что за правосудие такое? Милиция, ФСБ, Центр Т – никто не говорит, куда делся Абдурахман Абдурахманов. Силовики потеряли человека, судьи наплевали на горе матери, и нет никакой надежды на то, что справедливость хоть когда-нибудь восстановится. Система!
Системный сбой
Как вы думаете, откуда берётся национализм в стране, где в течение последних 80 лет этот вопрос никого не беспокоил? Проблема не только в том, что даговская шваль всех мастей ездит по России и беспредельничает, а других (образованных, интеллигентных, умных) представителей Дагестана русские люди просто не видели. Проблема в том, что в любой стабильной стране появились бы полицейские, которые показали бы этому хулиганью такую кузькину мать, что они навсегда бы забыли туда дорогу. Но милиция бездействует, и их место занимают неформалы, а если называть вещи своими именами –националисты и скинхэды. Это результат того, что система не сработала. Как не сработала и тогда, когда нужно было ассимилировать в своё общество представителей разных культур. Так, как это происходит в Европе, как это происходит в Америке.
Российское общество перестало подпитываться с национальных окраин, нет взаимодействия культур, нет движения идей и желания обогатиться какими-то иными влияниями. Я уже не говорю о каком-то человеческом взаимодействии. Я помню многонациональные махачкалинские дворы, где в православные праздники мы поздравляли русских, в еврейские – евреев, а в мусульманские праздники принимали поздравления сами. Для меня и моего поколения с детства русский не значит чужой, для поколения моих детей — всё уже иначе. Та же самая история и в Москве – сейчас там межнациональное общение — явление либо остаточное, либо происходит в форме конфликта. И ещё одна интересная деталь: когда из Франции начали самолётами вывозить цыган, в Париже произошли многолюдные акции в их защиту. Что-то подобное было и в Москве в защиту интернационализма после бунта на Манежной, но парижского размаха им было очень далеко. Гуманизм в нынешней России не популярен. Что сделало система, чтобы эту ситуацию изменить? Ничего.
Откуда терроризм на Кавказе? Терроризм это не национальная особенность – это реакция на обстоятельства. По этому поводу мною написана масса статей, но всё можно свести к тому, что система, которая должна была бы работать, не работает. И задавая разные вопросы типа: «Откуда такая всепоглощающая коррупция везде и во всём?», «Почему государство не справляется с вызовами времени?», «Почему лучшие люди бегут из страны?», — мы получаем одни и те же ответы: потому что не работает система.
А происходит это, на мой взгляд, потому, что в системе, которая именуется российским государством, нет очень важной составляющей – воли граждан. И пока это происходит, никакие нефтедолларовые дожди, никакие отделения Кавказа от России не спасут ситуацию. Без этой важной детали большая и великая страна обречена.
Будет жаль…