«Анжи» — наш путь в глобализацию

Футбол как наднациональная идея

«Сделка» с передачей ФК «Анжи» в руки сенатора от Дагестана Сулеймана Керимова наделала много шума…

И это естественно, ведь футбол, как это звучит уже на протяжении нескольких лет, суть «социальное явление» (хотя я бы добавил тут еще одно слово: «социально значимое явление»). Однако в данном случае он получает еще и политическую окраску, что на протяжении всей этой статьи мы и попытаемся обосновать.

В рамках заявленной в заголовке темы — «футбол как наднациональная идея!» — стоит указать на очевидный уже сегодня для всех факт, что эта игра оказалась в авангарде такого масштабного сложного и неоднозначного процесса, как глобализация.

Без Россий, без Латвий?

В самом деле, лет 20 назад невозможно было себе представить, чтобы добрую половину футбольной национальной сборной такой образцово европейской страны, как Франция, представляли чернокожие африканцы. Сегодня это стало нормой. Более того, даже в сборной Германии мы видим лиц не германской национальности. Про США и говорить нечего! Понятие «национальная» сборная сегодня уже не означает нацию в смысле расы, но нацию в смысле гражданства. Так что любой черно- и желтокожий футболист, натурализовавшись в любой европейской стране, может отстаивать честь Франции, Германии, Италии и т.д. А это и есть одна из целей глобализации — сделать человечество максимально единым, стереть расовые и национальные особенности и различия. Сторонники глобализации считают, что в идеале это сделает мир более мирным и менее конфликтным, словом, более человечным. Цель достойная…

На мой взгляд, в футболе этот процесс смешения национальностей и рас зашел достаточно далеко. И это при том, что в спорте, где соревновательность выступает абсолютно наглядно, нам хотелось бы, чтобы побеждали «наши» в самом что ни на есть этническом смысле, а не те, кто играет на «наши» деньги. Однако глобализация, по крайней мере в футболе, на первый план вывела деньги: теперь футболист может быть какой угодно национальности, но он отрабатывает «наши» деньги и, следовательно, его талант, мастерство и голы идут в «нашу» копилку. Такова современная футбольная реальность!

В этом смысле переход «Анжи» в руки «нашего» земляка Сулеймана Керимова, который, как мы надеемся, снабдит «нашу» команду великими футболистами самых экзотических национальностей, поднимет «наш» футбол на мировой уровень… На меньшее мы не согласны!

Слово не воробей

Но, спустившись с небес на землю, я хотел бы сделать небольшой экскурс в наше недавнее футбольное прошлое. Мне кажется, оно способно пролить свет и на текущие реалии.

В свое время я написал статью, также посвященную «Анжи», которая называлась «Сав бол, футбол!». Игра слов здесь состоит в двойном смысле кумыкского приветствия «сав бол», означающего одновременно «будь здоров!» и «прощай!». На тот момент актуальней было второе, так как клуб после одного успешного сезона находился на грани вылета из Премьер-лиги, что вскоре и случилось…

Интрига в той ситуации была сконцентрирована вокруг фигуры главного тренера «Анжи» — Гаджи Гаджиева. Всеми — и болельщиками, и специалистами, и СМИ — было признано, что своим неожиданным успехом клуб был обязан исключительно этой фигуре. Конечно, он тотчас был взят в плотное кольцо фигурами политического пошиба, в частности, с ним сильно сдружился тогда Гаджи Махачев. По-видимому, он очень доверял своему тезке, так как делился с ним даже своими мыслями о путях возрождения Дагестана и выдвижения его в передовые ряды развитых стран… Все это я знаю не из закрытых источников, а по той простой причине, что работал тогда в газете «МК» в Дагестане», принадлежавшей Гаджи Нухиевичу. Между прочим, несмотря на свою репутацию авторитарного лидера, в отношении газеты он таких замашек ни разу не проявил. (Добавлю, что как бы я ни относился к его деятельности в целом, чувство благодарности к нему буду испытывать всегда, так как в трудную для меня минуту, когда надо мной навис Домоклов меч судебной системы Дагестана, этот человек не отказал мне в помощи и поддержке… Такое не забывается…). Но — вернемся к нашим футболистам.

В определенный момент стало ясно, что дагестанское общество стоит на пороге нарушения ветхозаветного закона: не сотвори себе кумира… Являясь убежденным противником всякого рода кумиров, я прежде всего поставил под сомнение всеобщее убеждение, что «Анжи» в Премьер-лигу вывел Гаджи Гаджиев. Эта заслуга была приписана нами Путину, решившему таким образом отблагодарить Дагестан за его вклад в сохранение целостности России, и — вы удивитесь — Басаеву, который, развязав Вторую чеченскую войну, дал Дагестану повод проявить свою преданность России. Знаменитый портрет последнего, где он стоит с арбузом на плече, был выставлен нами на первую полосу с заменой арбуза на футбольный мяч. Гаджи Гаджиев намек понял, но, как мне передали, отозвался на этот шарж своей характерной тихой интеллигентной улыбкой.

Зато наш следующий шаг по десакрализации футбола произвел неожиданно сильное впечатление на ряд лиц высшей политической лиги и в конечном счете привел к отставке главного тренера «Анжи» со своего высокого поста. Дело в том, что в одном довольно обширном интервью нашей газете Гаджи Гаджиев без всякой задней мысли, просто по своей политической наивности, сделал заявление, прозвучавшее для упомянутых лиц весьма и весьма двусмысленно. Он вдруг заявил, что, хотя он далек от политики, но считает всех болельщиков «Анжи», а это все взрослое мужское население Дагестана, своими сторонниками, последователями, опорой…

Признание и любовь сотен тысяч болельщиков, футбольных фанатов, спортивной элиты — это, знаете ли, такой политический капитал, который — при умелом обращении — способен принести колоссальные дивиденды… Кстати, так оно на тот момент и было, и если бы Гаджи Гаджиев на пике своей популярности решил войти в политику, то мог бы претендовать в ней на одно из самых высоких мест. Успехи «Анжи», вообще вся деятельность дагестанского футбольного клуба, которые до того связывались исключительно с именем тогдашнего председателя правительства Хизри Шихсаидова, вдруг оказались на весах Гаджи Гаджиева… Конечно, он не мог не чувствовать этот багаж, это свое новое положение в дагестанском обществе, и высказал его с наивностью неофита. Вскоре после этого начались ссоры премьера с тренером, попреки, мелочные придирки и т.п. Чем все это кончилось — читатель хорошо знает.

Деньги — это еще не все

На днях я встречался с одним из руководителей (теперь уже бывшим) дагестанского футбольного клуба и задал ему такой вопрос: ну вот, «Анжи» теперь в других руках… Что вы сейчас чувствуете: гора с плеч или наоборот? «Конечно, гора с плеч! — не задумываясь, ответил мой собеседник. — Еще какая гора!…».

Теперь эта гора на плечах Сулеймана Керимова. Но на его плечах она может оказаться не горой, а пьедесталом. А лучше сказать, капиталом.

Как он им распорядится? На какие цели направит? Оправдает ли ожидания, на него возлагаемые? Вот вопросы, вокруг которых сегодня ломают голову все, кто думает не только о своем личном благополучии… А возможности открываются большие. И не только в чисто спортивном плане. Кроме возможностей тут имеет место и огромная ответственность.

Гаджи Гаджиев, комментируя «сделку», сказал: «Передача клуба Сулейману Керимову осуществлена с одной целью — дальнейшего роста клуба «Анжи». Это радостное событие для многочисленных дагестанских болельщиков в силу того, что с приходом Керимова у «Анжи» появляется значительно больше возможностей для своего развития. Сулейман Керимов в состоянии дать клубу больше, чем кто-либо другой. Это событие, которого давно ждали мы все, оно будет толчком для подъема команды и всего дагестанского футбола. В футболе есть своя специфика и порядки. Мы не можем приобретать игроков так, как это делают такие клубы как, например, ЦСКА, «Зенит» и другие, которые выкладывают за одного игрока по 10 млн. долларов. Несмотря на то, что мы получили возможность для более широкого маневра, это не дает нам повода вести себя расточительно. Процесс реорганизации должен идти медленно и без надрыва. Хочу отметить: несмотря на то, что у команды появился новый хозяин, мы не будем спешить сразу с большими изменениями. Да, увеличится бюджет клуба, не будет проблем с зарплатой, будет больше возможностей для покупки игроков. Трансфертная работа велась и раньше, она не прекращалась никогда. Мы присматриваемся к потенциальным игрокам в других клубах… В новом сезоне перед командой будут стоять другие задачи. Вместе с тем, надо понимать, что деньги в футболе значат очень многое, но далеко не все…». Для осторожного Гаджи Гаджиева — это довольно острое замечание. Я согласен с ним с единственным добавлением: деньги решают не все не только в футболе, но и вообще в жизни как таковой. С этим, наверное, не согласится Сулейман Керимов, которого простые люди представляют себе в образе «денежного мешка», что, разумеется, не является истиной в последней инстанции…

Словом, как мне кажется, выражение «футбол — это больше, чем игра!» сегодня звучит в Дагестане актуально, как никогда.
 

Источник: http://respublic.net/one_stat.php?stat_id=4116

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *