Цыйша

Места в ауле Цыйша Кулинского района богаты прекрасными альпийскими лугами и чистыми, студеными родниками. Тут же шумит и пенится река Цыйшинка.

Местные старожилы помнят, что в лучшие времена на ее берегах стояло 19 водяных мельниц. Ныне как живое воспоминание о них сохранилась лишь одна. Но не беда, — когда хочется приготовить вкусную, рассыпчатую пшеничную кашу, сельские хозяйки пользуются каменными жерновами. Нехитрый это, казалось бы, «агрегат», а вот попробуй обойтись без него — и кашу не сваришь.

Цыйша — аул древний, одни насчитывают ему два, другие — все четыре тысячелетия. Особенно большой интерес представляет местное древнее городище площадью более 40 гектаров. В его северной части сохранились и поныне остатки крепости — цитадели. Специалисты считают, что строилась она еще в начале нашей эры. А еще есть научная гипотеза, что именно здесь, в городище, долгие столетия располагалась столица лаков до нашествия в 1239- 1240 гг. Кавтар-шаха. Кровавую, недобрую память оставил этот монгольский завоеватель. Лакцы бились с ним почти полгода. Но уж больно неравными были силы, к тому же силой и хитростью сумел пришелец привлечь на свою сторону кое-кого из их соседей. Но победа оказалась пирровой — дорогой ценой она досталась Кавтар-шаху. Но и у лакцев, как рассказывают народные легенды, в живых осталось всего лишь 1300 взрослых мужчин, да и те большей частью тяжелораненые.

Этот дух свободы, готовность встать на защиту родной земли проявили цыйшинцы, как и весь наш народ, в годы Великой Отечественной войны. Десятки мужчин ушли на фронт, многие не вернулись с полей сражений. Магад Туранчиев с боевыми наградами — так уж распорядилась судьба — вернулся. Были годы работы, прославился он своим умением художественной обработки камня, уважают его люди — герой войны и труда.

Вообще цыйшинцы — народ мастеровой, как и все лакцы. Мужчины села раньше занимались отходничеством, были хорошими лудильщиками, жестянщиками, каменщиками, портными, ювелирами. Но славу во всем Дагестане и далеко за его пределами аулу принесло медресе. Начиная с 1712 по 1910 годы в нем обучались воспитанники-муталимы не только из Страны гор, но и из многих других регионов. Немало дало оно арабистов, ставших затем известными учеными. Это Шамсудин, Абдурахман-Гаджи, Абдулгалим Цыйшинский. Последний был философом, математиком, поэтом, лично знал и дружил с классиком дагестанской поэзии Етим Эмином. Он владел 13 различными языками, на многих из них создавал свои научные и поэтические труды. Ныне немало цыйшинцев имеют высшее и среднее cпециальное образование, есть среди них и свои ученые.
 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=14912

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *