С наступлением нового года вступили в силу и новые тарифы на коммунальные услуги. Признаться, событие это ожидаемое, но вот точная информация, на сколько и что стало дороже, как правило, для нас всегда становится неприятным сюрпризом. Тем более что предприятия ЖКХ так и норовят превысить предельные темпы роста цен на свои услуги. В СМИ, в том числе и в нашей газете, звучали разные, нередко ошибочные цифры – от 7 и чуть ли не до 100 проц. Допускаются ли подобные факты у нас в республике и насколько в нынешнем году подорожали тепло, электричество и вода, в интервью нашему корреспонденту рассказал руководитель Республиканской службы по тарифам (РСТ) Умахан Амирханов.
— Говоря о принятых РСТ Дагестана решениях,- сказал он, — необходимо отметить, что Правительством Российской Федерации были определены предельно допустимые темпы роста тарифов на коммунальные услуги. В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, разработанного Минэкономразвития России, рост платы граждан за коммунальные услуги в 2011 году должен сложиться на уровне, не превышающем 115 проц.
Кроме того, пунктом 5 Выписки из протокола заседания Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. №42 высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано принять решения, исключающие рост платежей граждан за коммунальные услуги в 2011 году более чем на 15 проц.
— А какова ситуация в этом плане в нашей республике?
— Нашим РСТ принято постановление, согласно которому предельно допустимый рост платы граждан за коммунальные услуги в Республике Дагестан в 2011 году установлен на уровне 13,8 процента.
— Получается, что принятый службой допустимый предел повышения даже ниже, чем на федеральном уровне. Как вам это удалось?
— В рамках дел о рассмотрении тарифов материалы, представляемые регулируемыми организациями, проходят экспертизу, в результате которой из структуры затрат исключаются экономически необоснованные расходы, что в свою очередь приводит к снижению себестоимости и, соответственно, тарифа. Таковы принципы тарифного регулирования. Надо подчеркнуть, что вопросы сдерживания роста платы граждан за коммунальные услуги по каждому муниципальному образованию республики в 2011 году по отношению к 2010 году были предметом многократных обсуждений в Правительстве РД с участием всех заинтересованных министерств и ведомств республики. При утверждении тарифов были приняты все соответствующие меры по недопущению превышения установленного предела.
В целом же в республике оказывается большое внимание решению проблем тарифного регулирования, что позволяет более эффективно сдерживать рост цен на энергоносители, от которых напрямую зависят размеры тарифов на другие коммунальные услуги, а также себестоимость товаров и услуг промышленных предприятий и организаций республики.
В результате проводимой работы в данной сфере тарифы на коммунальные услуги в Дагестане существенно (а иногда в разы) ниже, чем в субъектах СКФО и других субъектах Российской Федерации. Это подтверждает эффективность государственного регулирования цен и тарифов на коммунальные услуги в республике, которое позволяет учитывать интересы наших потребителей.
— Мы все уже привыкли, что тарифы растут постоянно. Одни возмущаются этим, другие же признают, что это неизбежно. А каковы причины роста тарифов?
— Необходимость ежегодного пересмотра тарифов на коммунальные услуги в сторону увеличения обусловлена ростом цен на энергоносители, увеличением ставок оплаты труда работников соответствующих отраслей жилищно-коммунального комплекса, ростом цен на горюче-смазочные материалы, строительные материалы, услуги сторонних организаций по обслуживанию оборудования и другими объективными причинами с учетом специфики отрасли.
Нормами действующего законодательства определено, что при государственном регулировании тарифов должен соблюдаться принцип обеспечения экономической обоснованности затрат, понесенных организацией при осуществлении регулируемого вида деятельности.
Основная же задача органов тарифного регулирования заключается в том, чтобы в регулируемых государством тарифах не были учтены экономически не обоснованные затраты организаций.
— И как изменились тарифы в республике с 1 января 2011 года?
— Изменились не только тарифы, но и законодательство. Так, тарифы на электроэнергию РСТ Дагестана теперь устанавливает только для населения и потребителей, приравненных к населению. Для городского населения и потребителей, приравненных к населению, тариф увеличился на 10 проц. и составил 168,3 коп./кВтч, а для городского населения с электроплитами и сельского населения тариф снизился на 17,2 проц. и составил 117,8 коп./кВтч.
— Такое возможно?
— Вы не ослышались, именно снизился. Такое стало возможно в связи с применением понижающего коэффициента 0,7 к установленному тарифу для городского населения.
— А как ситуация с прочими потребителями электрической энергии? Что их ждет? И какова ситуация с нерегулируемыми ценами?
— Как я уже говорил, РСТ Дагестана теперь устанавливает тарифы только для населения и потребителей, приравненных к населению. Тарифы для прочих потребителей РСТ Дагестана не устанавливает. По расчетам наших экспертов, рост тарифов для данной категории потребителей может составить до 24 проц.
Что касается нерегулируемых тарифов, то, по нашей информации, весь балансовый объем электроэнергии для Республики Дагестан в 2011 году будет приобретаться на оптовом рынке электроэнергии по регулируемым ценам и, следовательно, на розничном рынке электроэнергии в рамках балансового объема нерегулируемые цены применяться не будут.
— А как изменились тарифы и цены на другие коммунальные услуги для населения?
— Розничная цена на природный газ в 2011 году изменится, как и в прошлом году, в 2 этапа. С 1 января она составила 2983,0 руб. за тыс.куб.м (рост 4,3 проц.), а с 1 апреля – 3238,0 руб. за тыс.куб.м (рост 8,5 проц.).
Тарифы на тепловую энергию в среднем выросли на 12,22 проц. Средний тариф по республике составил 722,43 руб./Гкал. Средние тарифы на услуги по водоснабжению — водоотведению и захоронению твердых бытовых отходов составили: водоснабжение – 7,48 руб.м3; водоотведение – 3,14 руб.м3; захоронение твердых бытовых отходов – 14,44 руб.м3.
Рост предельных индексов максимально возможного изменения тарифов по водоснабжению и водоотведению составил 13,6 проц. Рост предельных индексов максимально возможного изменения тарифов по захоронению твердых бытовых отходов на 2011г. составил 109,3 проц.
Говоря о тарифах на услуги по водоснабжению, водоотведению и захоронению твердых бытовых отходов, нельзя не отметить, что в связи с изменениями в законодательстве начиная с 2011 года указанные тарифы устанавливаются РСТ Дагестана. Напомню, что ранее они устанавливались органами местного самоуправления муниципальных образований в рамках утвержденных РСТ Дагестана предельных индексов максимально возможного изменения тарифов.
— Год нынешний начал свой отсчет. Служба приняла все необходимые решения на 2011 год?
— Пока еще остаются не отрегулированными на 2011 год розничные цены на сжиженный газ и твердое топливо.
— Почему?
— На то есть свои объективные причины. В части сжиженного газа в настоящее время Правительством Республики Дагестан ведется работа по определению уполномоченных газораспределительных организаций, а по твердому топливу проект постановления Правительства Республики Дагестан находится на стадии согласования с заинтересованными министерствами республики.
— И последнее. Как поступать потребителям, если платежи за коммунальные услуги превышают те цифры, которые вы привели?
— Что касается возникающих у населения вопросов по обоснованности того или иного тарифа на коммунальные услуги, превышения на местах допустимых величин тарифов, граждане могут обращаться по телефону горячей линии РСТ Дагестана: 8 (872-2) 67-23-92. Также на официальном сайте РСТ Дагестана www.rstrd.ru нами налажена работа с обращениями граждан в режиме «обратной связи». Так что, звоните!
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=14906