На наших глазах исчезает один из древнейших народов Кавказа
Шестилетний мальчуган непонимающим взглядом наблюдал за действиями старших братьев. Три подростка под руководством отца искали какой-то клад. То ли отец, который сам был в суровом 1944-м малолетним ребенком, подзабыл место захоронения, то ли время не пожалело закопанные прадедом в землю фамильные ценности.
Но истинный смысл тщетного хождения старших по старой части аула с ломом в руках понял только через лет тридцать — не были найдены не просто какие-то материальные ценности и личные вещи. Навсегда под землей осталось частичка их самых.
В тяжелые фронтовые годы оборвалась струна души целого народа, древнего дидойского народа. Тысячелетний уклад жизни самобытного этноса оказался расстроенным на десятилетия. Возможно, навсегда? Спрашивается, кому и зачем нужно было таким коренным образом изменить естественный исторический процесс развития дидойцев? Какой злой волшебник нарочно испортил часовой механизм гордого народа?
Пока только последствия
Никому ведь не дано право распоряжаться судьбами целых народов. Вопросов можно задавать массу. Но только ими проблему решить невозможно. Нужно искоренять причины, а последствия есть и будут. Одно из них заставило заговорить не только кавказцев, но даже чиновников из федерального центра.
Напомним, 15 декабря председатель комитета по делам диаспор и связям с соотечественниками парламента Грузии Нугзар Циклаури заявил, что представители дидойцев просятся в состав Грузии. По словам политика, дагестанец привез примерно 15 тысяч подписей, которыми большинство дидойцев выражает желание жить в составе Грузии.
«Мы репрессированы с 44-го года. Наши дома сожгли, уничтожили все. Мы требуем компенсаций для репрессированных. Мы приехали в Грузию для того, чтобы отсюда сообщить миру, как с нами обращаются. Просим принять нас в состав Грузии»,— цитирует «Кавказ Online» представителя дагестанского этноса («НВ», №50 от 17 декабря 2010 года).
В Махачкале 16 декабря было проведено внеочередное заседание президиума Национально-культурной автономии (НКА) «Дидойцы», на котором обсуждался единственный вопрос: «О поездке в Грузию члена НКА «Дидойцы» Магомеда Гамзатова».
Руководитель НКА Джамалудин Магомедов ознакомил присутствовавших с информацией, появившейся в Интернете, о выступлении в парламенте Грузии от лица дидойцев некоего М. Рамазанова с просьбой о присоединения их к Грузии. В ходе диспута выяснили, что этим человеком с чемоданом дидойских подписей является житель поселка Шамхал Магомед Гамзатов (Гево-Магомед).
Было принято решение: считать высказывания М. Гамзатова о просьбе дидойцев войти в состав Грузии ничем не обоснованными и признать частную поездку человека пенсионного возраста отчаянным шагом, главной целью жизни которого является восстановление попранных прав своего этноса.
Источник (не) наслаждения
Дидойцы (самоназвание — цезы) — один из коренных малочисленных и бесписьменных народов Дагестана. Упоминания о дидойцах встречаются еще в трудах таких античных историков, как Плиний, Плутарх, Страбон, Геродот.
Известно, что издревле цезы жили на территории нынешнего Цунтинского района. Жили, занимались привычными для себя ремеслами и хозяйством до апреля 1944 года — до тех пор, пока весь этнос (46 аулов) не был насильственно переселен в Веденский район Чечни с ликвидацией района и сожжением аулов. Старожилы рассказывают, что процесс адаптации к условиям жизни на новом месте проходил очень болезненно — от неизвестных доселе болезней и голода численность населения сократилась на треть.
По решению власти в ЧИАССР были высланы жители более 100 «неперспективных», труднодоступных аулов из 21 горного района Дагестана. Вроде и намерения руководства страны и республики были человеколюбивыми — улучшение благосостояния горцев. Но почему-то особые «симпатии» республиканской власти испытали на себе дидойцы. Дело в том, в связи с переселением дагестанцев в Чечню был ликвидирован только один административно-территориальный район — Цунтинский, а этносами, «случайно» полностью выселенными из Дагестана, оказались дидойцы и гинухцы.
Нужно заметить и такой важный факт: ни в одном ауле Дагестана официально представителями власти не сжигались дома и хозяйственные постройки. Дидойские аулы и здесь получили властный эксклюзив, а насильственное переселение дидойцев отличалось особой жестокостью. В итоге оказались безвозвратно утерянными ценнейшие элементы материальной культуры древнего народа и веками сложившийся уклад и образ жизни.
И вот проходит 13 лет. Люди только освоились и начали жить по-людски. 1957 год. После возвращения чеченцев из Казахстана дидойцев вернули на свою историческую родину. Все бы хорошо, но отправили ни с чем и в сожженные аулы. Следовательно, их могли встретить только руины и сиротливые стены домов.
Как говорится, беда одна не приходит. Решением бюро Дагестанского обкома КПСС от 11 января 1957 года, против воли населения, во всех школах андо-дидойских населенных пунктов в систему образования в качестве родного языка вводится аварский. Более того, во Всесоюзных переписях населения 1959, 1979 и 1989 годов, исключительно по воле руководства Дагестана, дидойцев включили в состав аварцев. Даже несмотря на то, что дидойцы, как отдельная этническая общность, отмечены в четырех переписях царской России и двух — Советского государства! А уже в ходе Всероссийской переписи населения 2002 года 15,5 тыс. граждан России зафиксировали себя дидойцами.
Двойное насильственное переселение (в Чечню и обратно) за 13 лет и более 50-ти лет сознательной ассимиляции с другим этносом не могут не иметь негативных последствий: дидойцы частично утеряли язык, культуру и самобытность.
Эти тенденции ставят на грань исчезновения целый народ. Несмотря на то, что в настоящее время на дидойском языке (скорее, на суррогатном дидойском языке) все еще говорят около 30 тысяч человек, вызывает озабоченность резкое сокращение числа носителей языка в высокогорных аулах компактного их проживания. Если в Цунтинском районе сегодня живут девять тысяч дидойцев (кстати, в Турции еще около трех тысяч), то в городах и равнинных селах Дагестана — более 17 тысяч.
Можно подумать, что компактное проживание на территории исторически сложившегося своего рода ареала не имеет определяющего для самосохранения этноса значения. Как бы не так. В таком случае, зачем нужно было вместо ликвидированного в 1944 году Цунтинского района создавать новый район с прежним названием, но с включением двух сельских советов из Тляратинского района (нынешний Бежтинский участок) вместо того, чтобы восстановить район в прежнем статусе и в изначальных границах? Новое муниципальное образование уже априори обязывало дидойцев, которые исторически также говорили на грузинском и азербайджанском языках, учить и знать еще и аварский язык: ведь надо же было на каком-то языке говорить с бежтинцами и носителями других капучинских языков (гунзибцы и тлядаизы) в районе.
Язык мой
Как известно, язык — душа и судьба народа является лакмусовой бумажкой степени самосохранения этноса. Дидойский язык, созданный народом тысячелетиями естественным путем (эволюционно), может исчезнуть за какие-то десятилетия бездушного искоренения нашими современниками. Следует заметить, что дидойцы из Турции сегодня говорят на более чистом языке, чем на исторической родине.
В результате такой национальной языковой политики в Дагестане, к сожалению, продолжающейся и по сей день, дидойскому языку и культуре нанесен невосполнимый урон. Практически вся традиционная дидойская материальная и песенная культура исчезла. Из жизни дидойского народа исчезли некоторые традиционные обычаи, обряды и фольклорные праздники. Словарная система языка потеряла значительное количество исконной лексики.
Очевидно, этим и объясняется наметившийся в последние десятилетия рост самосознания дидойского народа и его стремление найти оптимальные пути устранения причин вымирания родного языка. В апреле 2003 года по инициативе НКА «Дидойцы» в селе Мокок состоялась научно — практическая конференция на тему: «Проблемы обучения родному языку в школах Цунтинского района». Было решено рекомендовать ввести в первую ступень обучения в школе родной дидойский язык на основе уже изданного букваря.
К сожалению, это решение пока на деле не реализовано. Нужно утвердить алфавит дидойского языка и получить статус письменности. А разработать школьную грамматику языка — дело времени и небольших финансов.
Неужели для возрождения и сохранения языка, истории, культуры дидойского и других малочисленных народов Дагестана у государства нет желания и денег?
Автономия в автономии
Квинтэссенцией проблем одного из малочисленных народов Дагестана являются решения VI съезда НКА «Дидойцы» от 2 августа 2009 года. На основе выступлений более 22 делегатов (из принимавших участие 103 членов НКА «Дидойцы») и гостей съезда была принята резолюция о признании дидойцев как отдельного этноса и придании ему статуса репрессированного народа России.
Представители дидойской интеллигенции последние двадцать лет активно пытаются возродить и сохранить культурное наследие своего народа. В 1993 году учреждена общественная организация Цезское народное движение «Возрождение», на базе которого в 2002 году официально учреждена НКА «Дидойцы». За эти годы проведено много масштабных мероприятий (съезды народа, митинги, дни национальной культуры дидойцев). Выпущено более 20 книг по истории, языку и культуре дидойцев. Созданы основы письменности (буквари, словари, учебники первых годов обучения дидойскому языку, фольклорные материалы). С 1993 года по сей день издается республиканская дидойская национальная газета на русском и дидойском языках.
С трудом добились включения в Постановления Правительства Дагестана №142 от 24 мая 2004 года пункта 12 «Разработка и реализация Целевой Государственной Программы »Возрождение культурного наследия дидойского народа на 2004—2014 годы»». Правда, решения власти помочь дидойцам в очередной раз остались только на бумаге. Нельзя упускать время. Возможно, через 20 лет будет даже бесполезно думать о возрождении культурного наследия дидойцев, не то, что о нем говорить.
Все это делается исключительно для сохранения хотя бы каких-то все еще уцелевших самобытных элементов дидойского народа. И только на энтузиазме самих дидойцев. Государство же безучастно к судьбе вымирающего народа.
И теперь дидойцы ищут пути сотрудничества с руководством Дагестана по вопросам спасения народа от вымирания. Республиканской власти достаточно, признав проблему целого народа, принять вместо невыполненной программы альтернативную целевую республиканскую программу «Государственной поддержки дидойцев на 2011—2016 годы».
Может быть, дидойцам остается надеяться только на себя и еще воспользоваться желанием представителей «Фонд Северный Кавказа» из Тбилиси помочь соседям?
P. S. Скоротечны года. Стремителен бег человеческой жизни. И сегодня, после стольких лет, мысленно возвращаюсь к солнечному дню 1977 года. Помню до мельчайших подробностей досаду на лицах отца (тогда еще совсем молодого) и старших братьев. О душевных муках горцев оставалось только догадываться. Не из-за ненайденного клада, а за безвозвратную утерю части самих себя. И только ли части?