Формы дагестанского родства

Род дагестанцы обозначали как тухум. Он есть древняя форма организации кровно родственных объединений горцев. Образное выражение этого понятия отразилось в аварской пословице: «Дерево держится корнями, а человек – тухумом».

Причастность к тухуму налагала на человека большую ответственность: он старался не уронить свои честь и достоинство, чтобы не унизить авторитет тухума. Подобное происходило не только в родном ауле, но и когда человек находился на чужбине.

Нахождение в составе тухума и вера в него придавали горцу и его семье надежность, устойчивость и защищенность от любых посягательств со стороны. Узы тухумного родства являлись мощным фактором взаимной поддержки и помощи друг другу. Сильные и богатые тухумы всегда имели большое значение и влияние не только на внутриджамаатские, но и на вольные общества и княжества.

Чем больше людей в тухуме, тем выше бывало его влияние в обществе. Тухум возрастал не только за счет естественного роста, но и путем усыновления чужеродцев. Это была довольно сложная церемония. Она происходила на собрании всех членов тухума, в присутствии наиболее почетных духовных лиц и влиятельных представителей других тухумов. С малолетства родители старались приучить детей к тухумной генеалогии до седьмого колена.

Каждый тухум имел свое название и главу. Им бывал самый авторитетный представитель. Члены тухума беспрекословно подчинялись ему. У каждого тухума была своя этика. Поведение каждого члена находилось под строгим контролем. Отступление от тухумной этики строго каралось, вплоть до изгнания из тухума. В каждом селении отступника наказывали по-разному. Например, в сел. Кубачи не существовало обычая изгонять провинившегося из тухума. Его наказывали и штрафовали до тех пор, пока тот не исправлялся. Если такие меры не давали результата – убивали. Утамышцы (Утамыш – село в нынешнем Каякентском районе) тоже прибегали к такой мере.

Обряд отделения отступника от тухума имел конкретные правила. Весь тухум собирался в определенном месте посреди селения, присутствовать там могли и посторонние. После совещания тухум составлял бумагу (расписку), которую там же писал сельский кадий, и отдавал ее изгоняющемуся родственнику. В ней говорилось о том, что тухум не несет ответственности за его убийство или за совершенное им убийство. Указывалось в расписке и на то, что отделенный родственник не имеет права снова войти в тухум. Вся эта процедура проходила на присягании на святом Коране.
 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=14781

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *