Сунна была кодифицирована и сохранена для последующих поколений. Авторитет богословов, осуществлявших эту миссию, не ставили под сомнение ни их современники, ни последующие поколения ученых. Они отличались правдивостью и прочими нравственными добродетелями, а также феноменальной памятью, внимательностью и точностью при передаче хадисов.
На следующем этапе ученые практически не занимались составлением фундаментальных сводов. Они ограничивались изучением, проверкой и систематизацией собранного материала, и лишь некоторые хадисоведы дополняли уже имеющиеся сборники, руководствуясь принципами исследования их составителей. Период устной передачи хадисов близился к концу — наступала эра исследования Сунны.
В IV—VII веках хиджры большинство ученых посвящали свои исследования проблемам мусульманского права. Тем не менее наука о хадисах получила свое дальнейшее развитие в трудах Мухаммада бин Абдаллаха аль-Хакима, Ахмада бин Абдаллаха Абу Нуайма, Ахмада бин аль-Хусейна аль-Бейхаки и других исследователей.
Аль-Хаким в своем «Мустадраке» собрал хадисы, не вошедшие в сборники аль-Бухари и Муслима, но соответствующие тем требованиям, которые они предъявляли к достоверным хадисам. Абу Нуайм в «Мустахрадже» собрал хадисы, вошедшие в сборники аль-Бухари и Муслима, дополнив их своими иснадами, отличающимися от иснадов этих ученых.
Наряду с такими трудами появились специальные трактаты, посвященные терминологии хадисов. Сочинение «Аль-мухаддис аль-фасиль» кади аль-Хасана бин Абд-ар-Рахмана ар-Рамахурмузи стало одним из первых трудов на эту тему. Ввиду его небольшого объема в нем не освещены многие тонкости науки о хадисах и приведена лишь краткая классификация хадисов.
Одним из лучших трудов по терминологии хадисов признано сочинение «Улюм аль-хадис» Усмана бин Абд-ар-Рахмана аш-Шахразури, больше известного как Ибн ас-Салах. Он собрал мнения своих предшественников по различным вопросам хадисоведения, дал им свою оценку, сформулировал общие принципы данной науки. Впоследствии исследователи не только обращались к его труду, но и писали к нему комментарии и даже перекладывали его на стихи. Краткое изложение трактата Ибн ас-Салаха приводится, в частности, в работе «Иршад» Яхьи ан-Навави, а также в стихотворном произведении «Ат-табсира ва-т-тазкира» Абд-ар-Рахима аль-Ираки, состоящем из тысячи бейтов.
В более поздний период ученые принялись объединять основные своды хадисов в одно сочинение. Так появились многотомные труды «Джами аль-усуль» аль-Мубарака аш-Шейбани, известного как Ибн аль-Асир, «Мишкат аль-масабих» аль-Хатыба ат-Табризи (XIV век), «Аль-джами аль-кабир» Джалял-ад-дина ас-Суюти.
Некоторые исследователи составляли сборники хадисов, касающихся различных вопросов мусульманского права. Среди них можно выделить трактаты «Умдат аль-ахкам» Абд-аль-Гани аль-Макдаси, «Булюг аль-марам» Ахмада бин Али аль-Аскалани, известного как Ибн Хаджар, «Мунтака аль-ахбар» Абд-ас-Саляма аль-Харани. Комментарии к таким сборникам считаются одними из основных сочинений по мусульманскому праву.
Хадисоведение на современном этапе
Наука о хадисах до сих пор остается одной из важнейших шариатских дисциплин. Несмотря на столетия, отделяющие нас от эпохи Пророка Мухаммада (мир ему), эта наука постоянно развивается, и время ставит перед учеными новые задачи. В прежние времена фундаментальные труды по экзегетике, хадисоведению и правоведению были предметом внимания ученых, которые тщательно их изучали. Поэтому при цитировании хадисов многие авторы ограничивались упоминанием иснада, не давая оценку его достоверности. Богословы прекрасно разбирались в особенностях иснадов и биографиях рассказчиков и для них не составляло труда самостоятельно установить достоверность или слабость хадиса. Кроме того, многие труды переписывались учениками под чутким руководством шейхов, которые по ходу работы давали ценные разъяснения и указания. В настоящее время широкое развитие полиграфии сделало фундаментальные трактаты достоянием широкой общественности, и возникла необходимость в комментариях ученых относительно степени надежности встречающихся в них хадисов.
В связи с этим современные ученые исследуют своды хадисов, которые не были подвергнуты тщательному анализу на предыдущих этапах, и комментируют трактаты по экзегетике, правоведению и истории, чтобы сделать их более доступными для широкого круга читателей. Исследования в области хадисоведения создают основу для дальнейшего развития остальных шариатских наук, помогают уберечь мусульманское вероучение от ошибочных интерпретаций в духе нетерпимости и радикализма. Знатоки хадисов обычно отличаются умеренными, центристскими взглядами, поскольку умеренность была одной из главных особенностей практики Пророка Мухаммада (мир ему) и его наследия.
Одним из выдающихся хадисоведов современности был шейх Ахмад Мухаммад Шакир (1892—1958). Он родился в Каире, в семье известного мусульманского богослова Мухаммада Шакира, чья родословная восходит к аль-Хусейну бин Али, внуку Пророка Мухаммада (мир ему). Получив начальное и среднее религиозное образование в Хартуме и Александрии, в семнадцатилетнем возрасте Ахмад поступил в университет Аль-Азхар (в Египте). Его учителями были такие выдающиеся ученые, как Абдаллах бин Идрис ас-Сануси, Ахмад бин аш-Шамс аш-Шанкыти, Мухаммад Рашид Рида и другие. Большую часть жизни шейх Ахмад Мухаммад Шакир занимался судебной практикой. В 1951 году он ушел на пенсию с должности заместителя председателя Верховного шариатского суда Египта. Значительная часть его трудов посвящена проблемам мусульманского права и исследованию фундаментальных сводов хадисов. Есть среди них и комментарии к трактатам средневековых мусульманских мыслителей. Но самой важной из его работ было исследование «Муснада» имама Ахмада.
Среди авторитетных знатоков хадисов, живших и творивших в последние десятилетия, можно отметить Мухаммада Насир-ад-дина аль-Албани (1914—1999), Мукбиля бин Хади аль-Вадии (1944—2001), Абд-аль-Кадира аль-Арнаута (1928—2004).
Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=4142