ПРОДЖУ про дагестанские журналы

«Хм, что же выбрать: «Esquire» и «GQ» по 150 рэ или «Шопинг в Дагестане» и «Проджи» за те же деньги?» — думает среднестатистический читатель, глядя на витрину киоска…

Вранье от первой до последней строчки. По пунктам:

Первое. Журналы редко покупают в киосках. Журналы редко покупают.

Второе. В Дагестане нет никакого «среднестатистического читателя», тем более применительно к журналам. Их в большинстве не читают даже сами журналисты, которым, извините, на роду написано. Что уж говорить об остальных?

Третье. Может, с «GQ» ситуация обстоит и получше, но «Esquire», одно из лучших глянцевых изданий России, в республике покупает ежемесячно не больше 8 человек. Проверено.

А вот про соответствие цен на общероссийские журналы и творения дагестанских издателей — чистая правда. Плюс-минус 50 рублей.

«Деловой Дмир» и баблоиды

Среди редакторов новых журналов практически нет людей, способных внятно объяснить, в чем разница между колонкой и эссе, портретным и экспертным интервью. Более того — они абсолютно уверены, что это информация лишняя. И для того, чтобы сделать успешное издание, достаточно впарить как можно больше страниц рекламодателю. В итоге в журнале «про дагестанскую жизнь», как самонадеянно называет себя рекламный каталог «Проджи», джинса о железобетонных изделиях, сложносочиненные интервью с замами и главами местных администраций, которые под силу прочесть только самим героям, непонятно на кого ориентированный закос под гламур — тексты про моду — и несколько разворотов рекламы электроинструментов как квинтэссенция этого адского микса стоимостью 150 рублей. Продают его, очевидно, на случай, если в каком-нибудь салоне красоты, обувной мастерской или стоматологии вы все же не успели его просмотреть, убивая время, и хотите продолжить сеанс литературного мазохизма. При этом редактор с фотографии как на паспорт из номера в номер нещадно вещает читателю о высоком. «С барышей-то можно», — говорил в таких случаях Мокий Парменыч Кнуров.

На самом деле «Проджи» — далеко не худшее из рекламных изданий республики. Легендарные «Элита Д.ру» и «Триумф-Аркада», выходившие в недавнем прошлом, наверняка уже передают из рук в руки как реликвию, как письменный памятник и наглядное предостережение: «Так журнал делать нельзя». Последний прославился неуемным желанием за деньги сделать героями своего издания всех подряд, первый — историей называния и содержанием журнала. По преданию, что такое «точка ру» редактор «Элитада» не знал, но верил, что это «звучит красиво».

Недавно появившийся журнал «Made», несмотря на ясную концепцию («журнал о бизнесе Дагестана») и неясное наполнение первого номера, импонирует уже хотя бы тем, что раздаваться будет бесплатно. Верный ход для рекламного каталога. Ведь у всех у них, как правило, серьезные проблемы с распространением. Сложившаяся практика в их случае — распихивать издания по разным организациям, создавая ощущение полного охвата территории. По тому же принципу действовал и «Деловой мир Дагестана» — более слабый двойник «Проджи».

Способы привлечения клиента у таких журналов весьма необычны. Рассказывали комический случай, как представители одного издания пришли на интервью к внучке известного дагестанца, и сразу после записи разговора стали убеждать ее заплатить за размещение текста. Но, узнав девичью фамилию собеседницы, судорожно извинялись, обещая опубликовать «забесплатно». Героиня благополучно отказалась.

Это диагноз!

Три свадебных журнала — это вам не шутки. Если прибавить сюда каталог банкетных залов, несколько молодежных изданий с теми же «Свадебный фотограф Жека» и «Профессиональная фото- и видеосъемка Алимухаджиров Ильмутдин Гамидович» и филиальные издания первых трех, то получится целая индустрия, выросшая в национальную идеологию под названием «Дагестанская свадьба». Нужно отдать должное девушке по имени Елена Балан, которая выпустила первый дагестанский журнал подобного формата — «Свадебная легенда». Ведь, по сути, именно она показала всем, как легко и быстро можно заработать на этом деньги и как все завязано у нас на этой идее. Сегодня ее детище — хорошо отпечатанный 400-страничный рекламный каталог и, как ни крути, прекрасное пособие для организации правильной современной дагестанской свадьбы (не путать с традиционной). Такой, чтобы платье из «Калины», карета с лошадями, банкетный зал «Эльсинор», художественная лепка на теле (бодиарт и хна морально устарели) и Таир Кулиев с фотоаппаратом. Сильных претензий на суперпрофессиональный журнал девочки не имеют, а потому их занятие рентабельно и понятно.

Еще два близких родственника «Легенды» — «Свадьба в Дагестане» и «Свадебный Дагестан» — вполне очевидно выехали на волне популярности первой. Тоже зарабатывают и постоянного читателя имеют.

Шанель для бедных

Крайне интересны только-только появившиеся в республике гламурные-молодежные-женские журналы. Те, что «не только о свадьбе» или совсем не о ней. Навскидку можно назвать «Shopping в Дагестане», «Блеск», «Star way», «Махачкала live» и «Label». Полное ощущение, что люди, взявшиеся за их создание, читали только журнал «Дагестан», «Молоток» и «Cosmopolitan». И то изредка и с целью что-нибудь для себя скопипастить.

Каталог вещей средних махачкалинских магазинчиков одежды под названием «Shopping в Дагестане» радует по-особенному. Где же еще столь уверенно певица Сабина Алиева смогла бы похвастать сумкой Chanel за 6000 рублей или ремнем Louis Vuitton за 2500? Для справки: сумка Chanel 2.55 из черной телячьей кожи стоит в московском бутике этой марки 130 тысяч рублей, а ремень Louis Vuitton во всех мировых магазинах сети Луи Вюиттона не может стоить меньше 10 тысяч рублей. Но это не самое главное. Во втором своем номере «Шопинг» взялся за интервью, колонки и обзорные материалы о модных тенденциях. Впрочем, не исключено, что интервью и колонки у журнала вполне могут получиться качественные, а вот с модными обзорами… В общем, берегите нервы и вкус — держите под рукой «Vogue».

Менее замечательны «Махачкала лив» и «Лэйбл». Первый исчез, выдав несколько ничем не запомнившихся номеров, второй выпустил пока только один номер, наполненный творениями молодых дагестанских фотографов и журналистов. Из нововведений «Лэйбла» — рубрики «Один день со звездой», «Гардероб» (звездный гардероб) и много-много невнятных картинок за подписью «фотографа Дауда Ахмедова». Остальные издания скатились в бездну беспричинных бесед с исполнителями дагестанской эстрады и все той же рекламы свадебных услуг.

Выделяется из этого вороха «Авантаж». Если первые номера этого детища нескольких образованных и настырных махачкалинских девиц спокойно можно было отнести к промахам отечественного журналоиздания, то в последних есть что почитать и посмотреть. Убрать бы только затертых до дыр героев редакционных бесед, многим из которых место в музее этнографии, и добавить побольше свежих юных лиц и модных фотосессий, снятых эспешалли фо, — и вполне!

Кому? Зачем?

Кому и зачем нужны в республике журналы — похоже, не знают и сами издатели. Чаще всего они нужны им самим — для удовлетворения амбиций и получения прибыли, и изредка «по делу» — девушкам, собирающимся выйти замуж. В остальных случаях аудитории журналов случайны, а это никак не укладывается в заявленные 10000 и 5000 экземпляров, что указывают в выходных данных (если знают, что это такое) сами издания. Думаете, врут?

Старая гвардия на голову разбита

…однако доброе напоминание о советских временах — киоски «Роспечати» — периодически украшают свои витрины государственными дагестанскими журналами, вроде «Народы Дагестана», «Женщина Дагестана» и «Дагестан». В последнем номере «Дагестана», который попался автору на глаза, был хороший обзорный материал о дагестанских питерцах. Но он, к сожалению, безвестно канул в издании, которое еще десяток лет назад было бы правильнее отключить от аппарата искусственного дыхания по всем понятным причинам: журналу, живущему на деньги правительства, априори сложнее конкурировать с «независимым» — его давит своя же цензура и отсутствие стимула делать конкурентоспособное издание. К тому же, дотационной республике вполне хватает одной государственной газеты для обнародования официальных документов, официальной точки зрения на событие и пропаганды официальной культуры и идеологии, если последняя и существует. В остальном — приоритеты расставит рынок. И если в итоге между «Эсквайром» и «Проджи» дагестанский читатель предпочтет последнее, то это его дело. Его проблема. Его индивидуальный диагноз.
 

Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=4143

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *